view counter

Иван Бортник. Владимир Высоцкий. Дружба, как поэзия...

На днях в Москве, в «Есенин-Центре» состоялась торжественная церемония по случаю открытия уникальной выставки «АХ, МИЛЫЙ ВАНЯ, Я ГУЛЯЮ ПО ПАРИЖУ...», посвящённой 80–летию со Дня рождения выдающегося артиста Ивана Бортника и его дружбе с Владимиром Высоцким.

ИВАН БОРТНИК. ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ. ДРУЖБА, КАК ПОЭЗИЯ... 

В церемонии открытия приняли участие представители семьи Ивана Сергеевича Бортника — вдова Татьяна Николаевна Борзых, сын Фёдор Бортник с супругой Еленой и дочерьми — Маргаритой и Катей; а также сын Владимира Семёновича Высоцкого, Никита Высоцкий, Заслуженные артисты России Михаил Ефремов и Василий Мищенко, оба дружившие с Иваном Бортником, Константин Желдин (более 30 лет прослужил в Театре на Таганке), выдающийся фотограф Валерий Плотников, музыкант Сергей Летов,  супруга кинорежиссёра и артиста Геннадия Полока, Ольга Полока, поэт  Александр Вулых и многие другие друзья и почитатели талантов Ивана Бортника и Владимира Высоцкого.

Семья Ивана Бортника: Татьяна Борзых (вдова; на фото слева), сын Фёдор Бортник с супругой Еленой (на фото справа) и дечерьми Маргарита (страшая, на фото слева) и Катя. Василий Мищенко, Заслуженный артист России, друг И.Бортника | Автор фото Sergey Tyler Platonov

Идейным вдохновителем выставки стал художественный руководитель Государственного музея им. С.А. Есенина и «Есенин–Центра» Влад Маленко, который служил в Театре на Таганке 20 лет и дружил с Иваном Бортником 25 лет.


Влад Маленко открывает презентацию выставки | Автор фото Михаил Богачев

Началась церемония открытия с перформанса Московского театра поэтов. Лейтмотив выступления — известнейший сюжет из легендарного фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (в ноябре этого года исполнилось 40 лет с момента его выхода на экраны центрального телевидения нашей страны) — захват банды в подвале хлебного магазина. У гостей в зале, собравшихся на презентацию выставки, перехватило дыхание: погас свет, зазвучал известный саундрек из фильма композитора Евгения Геворкяна, раздался всеми узнаваемый низкий голос с хрипотцой начальника отдела по борьбе с бандитизмом МУРа Глеба Жеглова (В.Высоцкий), призывающий «граждан–бандитов» сдавать оружие, а в ответ ему — голос участника банды Промокашки (И.Бортник). В тёмном зале забегали яркие огоньки от фонариков: всё, как в самом фильме, в котором снимались два больших друга, два больших артиста. У одного роль главная — у Владимира Высоцкого, у другого — Ивана Бортника — описание роли в сценарии фильма состояло из четырёх слов: «Идёт парень в кепке–шестиклинке». Всё! Всё остальное для роли Промокашки Иван Бортник придумал сам и всё импровизировал. Но обе роли (такие разные по формату и по хронометражу) страна заполнит навсегда и навсегда полюбит этих артистов.


Фрагменты выступления Московского театра поэтов | Автор фото Екатерина Головина

Официальную часть церемонии открыл Никита Владимирович Высоцкий, сын Владимира Семёновича: «Когда я был ещё ребёнком, Иван Сергеевич меня совершенно поразил, он был совсем седой и при этом очень молодой человек. Молодой седой человек — это было что–то совсем особенное. Он и сам по себе особенный, ни на кого не похож и похож на весь народ».


Никита Высоцкий, актёр театра и кино, продюсер, сын В.С.Высоцкого,  | Автор фото Анатолий Кушнеревский

Михаил Ефремов, Заслуженный артист России рассказал, что про Ивана Сергеевича Бортника он узнал от матери — тот был её любимым артистом. И добавил: «Не буду ничего говорить, я лучше спою». И исполнил под гитарный аккомпанемент актёра Московского театра поэтов Романа Сорокина песню В.Высоцкого «Я однажды гулял по столице», взорвав зал смехом и аплодисментами.


Михаил Ефремов, Заслуженный артист России, друг И.Бортника | Автор фото Анатолий Кушнеревский


Михаил Ефремов, Заслуженный артист России, друг И.Бортника. Влад Маленко. Роман Сорокин (артист Московского театра поэтов) | Автор фото Александр Виноградов

Заслуженный артист России Василий Мищенко, долгие годы друживший с Иваном Бортником, поведал аудитории свою историю дружбы с Иваном Сергеевичем и завершил рассказ искренними и трогательными словами: «Эх, Ваня, Ваня, где сейчас ты?.. Уже летаешь». 

 Василий Мищенко | Автор фото Анатолий Кушнеревский  

Цель выставки — показать часть мира невероятной творческой дружбы двух знаковых представителей культуры второй половины XX века — Владимира Высоцкого и Ивана Бортника через музейные экспонаты, связанные с Парижем и Москвой 70–х годов прошлого столетия. Символ арт–выставки заключён в образе нарисованной знаменитой «Чёрной кошки» из фильме «Место встречи изменить нельзя».

Художественный замысел арт–проекта воплотил художник Сергей Попов. В техническом оформлении выставки (обработка старых небольшого размера фотографий, доведённых до размеров в несколько метров в высоту и ширину, при этом создающая эффект 3D и некий трафарет одновременно) художник использовал технологию, не имеющую в общем–то какого–то специального названия. По его словам: «Это наша придумка с Владом, нечто вроде мега–аппликации, основанной на современных возможностях лазерной и плазменной резки.

А художественная часть экспозиции выставки, — продолжил Сергей Попов, — была подчинена основной идее, которую предложил Влад. Мы старались воссоздать дух той самой Великой Таганки, где служили И.Бортник и В.Высоцкий. Вторая точка привязки визуальной эстетики — само название выставки. Мы были просто обязаны как–то отразить тему прогулки по Парижу, а куда деваться–то? Третья точка — сами экспонаты: письма, открытки, небольшие фотографии и т.д. Они сами по себе не особенно эффектно выглядят. Таким экспонатам нужно воссоздать особую атмосферу, им нужно придать оклад, если хотите, в котором простая открытка станет неким произведением искусства и будет выглядеть как драгоценность. И мы придумали такой сюжет: из Парижа в Москву и в обратном направлении летят письма, осенние листья, бумажные самолётики и почтовые открытки. Некоторые из них застыли в воздухе и стали экспонатами нашей выставки. Между Парижем и Москвой — таганская сцена, на которой в обнимку стоят Высоцкий и Бортник. Что касается панно на стенах экспозиции (с городскими пейзажами и портретами), то идея была такая: они должны выглядеть и реалистично, и условно одновременно. Реалистично, чтобы погрузить посетителя выставки в атмосферу 70–х годов прошлого века, условно — чтобы экспонаты не терялись на их фоне, а выглядели бы тёплыми и живыми. Вот мы и применили такой графический ход: издалека зритель видит объёмную чёрно–белую картинку, а, приближаясь к ней, — некую  полосатую фактуру, в которую превращается картина».


Сергей Попов (на фото слева), художник выставки и Николай Шкаруба, заместитель художественного руководителя «Есенин-Центр» Влада Маленко | Автор фото Ольга Попова

В экспозиции выставки много архивных фотографий, писем и открыток В.Высоцкого к И.Бортнику, редчайшие виниловые пластинки, подписанные Владимиром Высоцким Ивану Бортнику, а также его сыну Фёдору, например, пластинка с записью сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», звучат песни в исполнении Высоцкого, а также представлен его  гримёрный столик из Театра на Таганке, кассеты–бобины, на экранах чередуются фотографии героев выставки — Бортника и Высоцкого с их знаменитыми друзьями, в частности есть редкие фотографии с Михаилом Шемякиным, а также кадры из фильма «Место встречи изменить нельзя», из этого же фильма на экспозиции воссоздана потайная дверь, за которой прятался от бандитов Володя Шарапов...


Михаил Богачов (фотограф) и Анна Степанова (PR-директор выставки) | Автор фото Дмитрий Коробейников


Василий Мищенко и легендарный фотограф Валерий Плотников | Автор фото Михаил Богачев

Автор фото Александр Виноградов


Автор фото Александр Виноградов

Автор фото Михаил Богачев

Автор фото Михаил Богачев

Автор фото Алексей Певчев


Автор фото Александр Виноградов

Организаторы выставки уверены, что её посещение никого не оставит равнодушным.

Приходите в «Есенин–Центр» и убедитесь сами. Выставка открыта до 27 января 2020 года

ФОТОГРАФИИ с открытия можно посмотреть по ссылке здесь >>

ВИДЕОСЮЖЕТ с открытия можно посмотреть по ссылке здесь >>  

Автор текста: Пресс-агентство выставочного проекта «Ах, милый Ваня, я гуляю по Парижу...» —

STEP communication agency, Анна Степанова 

 

Автор фото Анна Степанова 

 

Адрес | Расписание работы выставки | Билеты

«Есенин–Центр». Москва, Чернышевского переулок, дом 4, строение 2

28 ноября 2019 — 27 января 2020
Среда — воскресенье (с 10:00 до 18:00)
Билеты: 300 и 150 рублей (150 руб. — льготные).
Билеты с полной стоимостью можно приобрести в кассе «Есенин–Центра» или в музее им. С.А.Есенина, а также онлайн. Билеты для льготных категорий можно приобрести только в кассе музея при предъявлении документа, подтверждающего право на льготу.

Подробности:  www.esenin-museum.ru | facebook.com/esenin.center.moscow


Дополнительная информация:

«Есенин-Центр» — объединяющее арт–пространство всех ресурсов Московского государственного музея Сергея Есенина — сам музей, расположенный по адресу: Большой Строченовский переулок, дом 24; музей, расположенный по адресу: Клязьминская улица, дом 21, корпус 2; а также Московский театр молодых поэтов под руководством Влада Маленко, расположенный непосредственно в здании «Есенин–Центра» по адресу: Чернышевского переулок, дом 4, строение 2.

В настоящее время в «Есенин–Центре» проводятся выставки, перформансы, поэтические акции, спектакли, в частности Московского театра поэтов.

Важным событием станет открытие возле «Есенин–Центра» на Селезнёвской улице «Сквера поэтов» и прилегающего к нему поэтического квартала.

В ближайшее время планируется создание новой постоянной экспозиции, посвящённой есенинской Москве, а также реконструкция всего пространства, в котором появятся литературное кафе, библиотека, площадки, в т.ч. и во дворе Центра для проведения разного рода творческих мероприятий (не только Музея или Центра, но и близких по формату и тематике театров, артистов, музыкантов и т.д.).

 

RSS-материал