Город на память
view counter

Фотопроект «Город на память». 509. Волхонка и Картинная галерея Ильи Глазунова

evge-chesnokov аватар

Прогулка по Волхонке продолжается.  Живописные полотна здесь можно увидеть не только в Пушкинском музее, но и в здании напротив, где с 2004 года размещается Картинная галерея Ильи Глазунова.

File 416802

File 416806

Волхонка, 13. 1950 год: https://pastvu.com/p/108191 Говорят, что в советские годы в этом доме находился Дом культуры. Позднее здание было реконструировано для размещения картинной галереи Ильи Глазунова.

File 416810

Волхонка, 13 - Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова открылась в 2004 году: художник передал в дар городу 1300 картин, половину из которых можно увидеть в выставочных залах галереи на Волхонке. Здесь представлены различные ипостаси живописца Ильи Глазунова - монументальные полотна, исторические картины, иллюстрации к произведениям русской классической литературы, портреты.

File 416814

File 416818

File 416822

File 416826

Илья Глазунов - вероятно, самый известный отечественный концептуальный художник семидесятых-девяностых годов, о нём спорили, на его выставки выстраивались огромные очереди. Всегда узнаваемый стиль Глазунова критиковали специалисты, а он работал для куда большей аудитории, показывая на своих полотнах Россию ушедшую и современную такой, как он её видел. 

Монархические взгляды Глазунова и ностальгию по дореволюционному времени разделяли многие интеллигенты (документальный фильм Говорухина «Россия, которую мы потеряли» собирал полные залы), а сюжеты картин о странной и эклектичной постсоветской России словно иллюстрировали злободневные газетные статьи. Язык художника оказался понятен народу, как когда-то плакаты «Окна РосТА» Маяковского. Глазунова упрекали в конъюнктуре, хотя здесь, скорее, совпадение его взглядов с запросами зрителей, а избранный однажды стиль и тематику в угоду публике он не менял. Пожалуй, самыми востребованными работами оказались гигантские коллажи - сочетание лубка, элементов соцреализма, наивного искусства и поп-арта.

File 416830

File 416834

File 416838

File 416842

File 416846

File 416850

File 416854

File 416858

File 416862

File 416866

File 416870

File 416874

File 416878

File 416882

File 416886

File 416890

File 416894

File 416898

File 416902

Илья Глазунов участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, в 1987 году основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, а ещё со студенческих лет собирал предметы русской старины. Эта коллекция легла в основу Музея сословий, открывшегося в 2017 году незадолго до смерти художника. Глазунов стал автором не только концепции музея, но и создателем проекта нового здания (Волхонка, 13с2) и его интерьеров.

File 416906

File 416990

Мемориальный кабинет Ильи Глазунова

File 416910

Первый этаж музея посвящен культуре дворянской России XVIII - начала XX веков. Он воспроизводит уклад жизни дворянства в классических интерьерах усадебных анфилад, обставленных старинной мебелью, произведениями живописи и художественной бронзы, гравюрами, образцами общеевропейской моды того времени. Второй этаж, интерьеры которого вдохновлены убранством палат царя Алексея Михайловича, дает характеристику искусства Руси православной. Здесь перед зрителем предстанут произведения иконописи и деревянной храмовой скульптуры, кресты, складни. Промыслы, обычаи и повседневность крестьянской России отражены на третьем этаже музея в убранстве избы, расписных санях и дугах, сундуках и ларцах, самоварах, прялках и народных костюмах разных губерний России.

File 416914

Узнать больше о Картинной галерее Ильи Глазунова и Музее сословий России можно на официальном сайте: https://glazunov-gallery.ru

File 416918

Экскурсоводы рекомендуют начать путешествие в прошлое с третьего этажа - с экспозиции крестьянского быта.

File 416922

File 416926

File 416930

File 416934

File 416938

File 416942

File 416946

File 416950

File 416954

File 416958

File 416962

File 416966

File 416970

File 416974

File 416978

File 416982

File 416986

File 416994

File 416998

File 417002

File 417006

File 417010

File 417014

Волхонка. Вид с храма Христа Спасителя. 1931 год: https://pastvu.com/p/38437 Флигель в нижнем левом углу снимка скоро будет снесён и здесь откроется автозаправочная станция.

File 417018

Автозаправочная станция отнюдь не простая, - считается, что это единственная реализованная постройка Дворца Советов 1930-х годов. Бензоколонка в стиле ар-деко имеет не только статус памятника архитектуры (предположительно, архитектор Алексей Душкин), но и на протяжении многих десятилетий является действующей АЗС правительственного гаража особого назначения.

File 417022

Бензоколонка на Волхонке. 1980-1985 гг.: https://pastvu.com/p/40455

File 417026

Волхонка, 14с3. 1993 год: https://pastvu.com/p/48952

File 417030

Волхонка, 14с3 - флигель усадьбы Голицыных (1880, архитектор Иван Поздеев), в советское время - учебный корпус Института философии, стоматологическое отделение поликлиники № 1 Академии наук СССР.

File 417034

Волхонка, 15 - воссозданный храм Христа Спасителя

В конце XIX века местность с неблагозвучным названием Чертолье стала одним из главных духовных символов православной России. Но в истории строительства храма Христа Спасителя есть интересные подробности. В 1547-1571 годах после разрушительного пожара сюда, на берег Москвы-реки, был перенесёен Зачатьевский Алексеевский стародевичий монастырь. Обитель процветала много лет до вторжения наполеоновских гренадёров, разоривших монастырь, впрочем, монахини успели зарыть под трапезной самое ценное церковное имущество. После ухода французских оккупантов монастырю вернулось былое благолепие, однако беда пришла откуда не ждали.

В 1837 году император Николай I постановил возвести на месте Алексеевского монастыря храм Христа Спасителя в память о победе русского оружия и в благодарность Богу за победу в Отечественной войне 1812 года, а обитель перевести на окраину города в Красное село. Все постройки древнего монастыря, включая соборный храм, были разрушены царской волей, а вовсе не безбожными большевиками. Согласно легенде, игуменья Алексеевского монастыря прокляла строителей.

О дальнейших событиях и современном убранстве храма проект «Город на память» уже подробно рассказывал. В наши дни храм Христа Спасителя вновь стал архитектурной доминантой Волхонки, а так это место выглядело в разные периоды ХХ века:

File 417038

Храм Христа Спасителя. 1900-1907 гг.: https://pastvu.com/p/296663

File 417042

Строительство Дворца Советов. 1932 год: https://pastvu.com/p/26260

File 417046

Бассейн «Москва». 1968 год: https://pastvu.com/p/162742

File 417050

Начало работ по демонтажу бассейна «Москва». 1994 год: https://pastvu.com/p/74322

File 417054

File 417058

1-я Московская мужская гимназия. 1912 год: https://pastvu.com/p/10315

File 417062

Волхонка, 16 - 1-я Московская мужская гимназия, давшая классическое образование 3000 воспитанникам, многие из которых стали выдающимися деятелями науки, культуры и искусства. Но история самого здания уходит во времена императрицы Екатерины II, которая выкупила особняк у князей Долгоруких для проживания наследника престола, будущего императора Павла I. Дом был построен в середине XVIII века и несколько раз перестраивался под запросы новых владельцев. Самым известным хозяином усадьбы является граф Пётр Румянцев-Задунайский, ставший триумфатором русско-турецкой военной кампании 1768-1774 годов, фельдмаршал выиграл несколько важных баталий и на выгодных условиях заключил мир с турками. Собственно за эти ратные успехи Екатерина II подарила Румянцеву этот особняк.

Главный дом усадьбы располагается несколько в глубине, перед ним был разбит сад, а с Волхонки к особняку вела липовая аллея. Этот зелёный двор сохранился до сих пор, только вместо аллеи к дому ведёт тропинка.

File 417066

Волхонка, 16с2 - служебный флигель входит в архитектурный ансамбль 1-й Московской мужской гимназии, построен в первой половине XIX века.

File 417070

Волхонка, 18 - изначально одноэтажный дом был построен в 1772 году для главного члена московской Монетной экспедиции Алексея Яковлева, затем менял владельцев, надстраивался, а в 1831 году был выкуплен для нужд 1-й Московской мужской гимназии под гимназические классы и канцелярию. В 1872 году в здании открылись женские курсы профессора Владимира Герье — первое в городе высшее учебное заведение для женщин, готовившее физиков, медиков, филологов. В советские годы особняк занимали различные научные институты, здание находилось на балансе Академии наук СССР. В настоящее время главное здание бывшей усадьбы занимает Институт русского языка имени В.В.Виноградова, а боковой флигель по Гоголевскому бульвару сдаётся арендаторам.

File 417074

File 417078

Волхонка завершается у площади Пречистенские ворота. Вид с храма Христа Спасителя. 1927 год: https://pastvu.com/p/7010

File 417082

Вид с храма Христа Спасителя. 1998 год: https://pastvu.com/p/637688 На месте храма Сошествия Святого Духа построен павильон наземного вестибюля станции метро «Кропоткинская».

File 417086

File 417090

Церковь Сошествия Святого Духа. 1881 год: https://pastvu.com/p/8439 На фото внизу - южный вестибюль станции «Кропоткинская» (1935, архитектор С.Кравец) после реставрационных работ.

File 417094

Узнать всё об истории и архитектуре Волхонки можно в статьях Рустама Рахматуллина и Константина Михайлова на сайте Архнадзора: http://www.archnadzor.ru/2012/03/22/volhonka-i-chertol-e/

http://www.archnadzor.ru/2012/03/23/volhonka-chertolie-2/

http://www.archnadzor.ru/2012/03/28/volhonka-i-chertole-3/

http://www.archnadzor.ru/2012/04/05/volhonka-i-chertole-4/

http://www.archnadzor.ru/2012/04/09/volhonka-i-chertole-5/

 

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

Фотографии: Евгений Чесноков и pastvu.com

RSS-материал