Город на память
view counter

Терминатор с женским лицом

agentik03 аватар
На экраны выходит долгожданная австралийская картина «Дитя робота» («I am Mother»). Идея этого фильма принадлежит режиссеру Гранту Спьютеру и сценаристу Майклу Ллойду Грину. Сценарий фильма попал в так называемый Черном списке лучших сценариев (в него входят отобранные лучшие сценарии, по которым пока не сняты фильмы). File 398996История рассказывает о будущем, в котором в результате мировой войны вымирает практически все человечество, но есть бункер, в котором благодаря роботу «Матери» есть возможность сохранить человеческий вид и воспроизвести его заново. С этого и начинается фильм. «Мать» выбирает один эмбрион из тысячи возможностей и пытается вырастить из него нового человека. Тем временем проходит время, и вот из эмбриона выросла «Дочь». Каким может вырасти человек, если оградить его от всего плохого и обучать его только хорошему и необходимому для новой жизни на новой земле? File 399003


Фильм задает множество морально-этических вопросов, на которые предстоит ответить зрителям, посмотрем его. Способен ли искусственный разум воспитать идеального человека? Способен ли человек стать полноценным вне социальной среды, опираясь только на материальные воспоминания о существовании человечества (телепрограммы, фильмы, книги). Но, подобно принцу Гуатами, Дочь стремится узнать так или иначе узнать – что ждет ее снаружи. Даже воспитанная роботом в закрытой среде, она все равно стремится наружу, чтобы узнать – что ждет за тяжелой дверью бункера? Каким стал мир? И, наверное, самый главный вопрос – есть ли там еще живые люди, или она совершенно одна?

File 398992Новый ковчег, в котором робот выбирает – кто достоин жизни и развития, а кто разочаровал, не оправдал возлагающихся на него ожиданий, и его надо как бракованное изделие – уничтожить, утилизировать. Кто дал право роботу… нет. Кто дал право кому бы то ни было решать подобные вопросы? Не этот ли искусственный отбор привел в конечном итоге к торжеству нацизма и Второй Мировой войне? Робот говорит – «меня создали, чтобы помогать человеку, но я не могу спокойно смотреть, как человек губит все, чего добился, как уничтожает себя и природу». Подобные мысли о том, что все плохое надо уничтожать, пытаясь сохранить все хорошее и культивировать это хорошее, доведя до идеала, к сожалению, часто приводит к повальному уничтожению всего, что не соответствует нормам «идеального» человека. File 398988

В фильме нет имен. Они и не нужны. По сути, здесь всего три персонажа – Мать, Дочь и Женщина. Получилось такая женская версия Терминатора, со свойственным распределением гендерных ролей. Если Терминатор – это война, бойня, сражения, маскулинность, то в «Дитя Робота» основной сюжет крутится вокруг продолжения рода, воспитания, развития человека, его социализация, традиционно женские функции. И главное тут все же не то, что происходит снаружи, какая там идет война, а гораздо важнее – то, что созревает внутри. Внутри утробы, бункера, внутри сознания Дочери. Именно она – главная движущая сила сюжета. Она решает, где заканчивается воля Матери и начинается ее собственная. Сыгравшая ее Клара Ругор проделала колоссальную работу, чтобы достоверно показать характер девушки, выросшей вдали от людей, только по воспоминаниям, оставшимся в цифровых носителях. Современный Маугли, который своей семьей считает чужеродного и даже опасного робота. Девушка справилась со своей ролью замечательно – Дочери сопереживаешь, ей хочется верить и хочется ее защитить от обмана, с которым она неизбежно сталкивается, и ей предстоит трудный выбор – кому доверять? Роботу, который ее воспитал, или Женщине, обещающей ей новую жизнь за пределами бункера? File 399000Роль Женщины сыграла Хилари Суонк, и для нее это тоже была непростая работа. Она показывает отчаянье человека, который потерял всех своих близких в войне с роботами, и теперь от робота зависит ее собственная жизнь и свобода. Ей нужно во что бы то ни стало убедить Дочь пойти с ней, выйти из бункера и найти дорогу к человечеству. У нее практически нет надежды на спасение и все же – она надеется и упрашивает Дочь, упрашивает саму себя поверить в этот опасный, рискованный шаг, потому что ей больше ничего не остается. File 399007
Но, пожалуй, самый интересный персонаж это все-таки Мать. Робот, который пытается убедить в своей человечности, но в конечном итоге так и остается роботом. Его сыграл человек, который принял непосредственное участие в создании костюма робота Люк Хокер. Перед ним стояла непростая задача – не только носить 40-килограммовый костюм, мешающий полноценному обзору, но и достоверно отыграть весьма разнообразные эмоции Матери. Забота, обеспокоенность, уверенность, нежность. Все это есть в Матери, несмотря на ее искусственное происхождение, все это каким-то образом заложено в ее железную прошивку. На монтаже реплики Люка переозвучили, Мать в фильме говорит женским голосом, но пластика и язык тела переданы ей все же актером.

Нельзя сказать, что фильм получился новаторским, нет. Уже множество раз в кинематографе поднимались проблемы искусственного разума, роботов, которые при слишком агрессивным развитием могут в конечном итоге вытеснить человечество, занять его место. Однако в фильме есть своя необычная атмосфера, психологическая проработка персонажей, что делает этот эксперимент запоминающимся.: Алла Низамова
RSS-материал