Город на память
view counter

А ведь хлопотливая, черт возьми, вещь «Женитьба»! Пермский театр «У моста»

Наталья Pamsik аватар

Ах, и до чего ж славный спектакль привёз в Москву Сергей Павлович Федотов! Задористый, фантасмагористый, гоголевский! Ох, хороша «Женитьба»! Москвичи, чаю откушали с вареньем в летний жаркий денёк, да и поспешили увидеть чудо это из Перми привезённое. А как же ж, сам Николай Васильевич Гоголь, каждый раз изволят присутствовать в сим творении творческом. Сидит себе там, в уголку сценическом, невидимый никому, лёгкая усмешка изгибает губы его, гусиное перо покусывает, задумчиво вглядывается он в зрителя, что за человек к нему пришел, какое поведение у него, как реагирует он, может неинтересно ему, или устарели тексты его. Но зритель хохочет-заливается, а потом плачет, слёзы горькие пускает. Понимающий, значит, зритель!

File 398646

«Женитьба» то - совсем не комедия, а история грустная о счастье, которое было так близко, да упорхнуло из-за нерешительности жениха, да неделикатности всех прочих героев, хотя невеста была спелее яблочка румяного, аппетитнее пышки сдобной, чистый сладкий «рефинат». Вот жизнь какая, метаморфозы её шибко извилистые. Был жених, но не успели оглянуться, как сплыл, убёг самым неподобающим образом. Даже шляпу забыл. Если бы в шляпе был, не так обидно было бы, а так обидно, ой, как обидно и стыдно!

Когда некоторые молодые критики требуют освободить театры от «ярма литературы». Сергей Федотов наоборот впрягается по полной в эту упряжь, аж по два дышла себе на шею вешает, добровольно освобождаться от ярма не желает. И правильно делает! Классика товар ходовой, нетленный, хоть с ног на голову переверни, а интерес будет вызывать всегда. Есть в ней что-то эдакое, глубинно-непостижимое, что цепляет и притягивает. Сергей Федотов, любя-уважая классику, обладает неподражаемым режиссёрским стилем, что приводит к невероятным результатам – каждый его спектакль становится резонансным, который активно обсуждают, кто-то начинает любить до беспамятства, кто-то ругает, но главное – нет такого человека, который вышел бы после федотовского спектакля без повышенной температуры.

Сценография и свет – это то, что у Федотова никогда не меняется, фирменные "федотовские константы". Сценография любого его спектакля попадает под определение «бытоподобная». Режиссёр заполняет или, правильнее сказать, обживает пространство сцены с истовостью Плюшкина, продумывая даже ничтожные, казалось бы мелочи. Вот и в «Женитьбе» на сцене присутствует груда мебели: кресло, диван, буфет, горка, шкапчик, комод, каждый предмет при этом находится точно на своём месте и роскошно воссоздаёт атмосферу старорусского жилища 19 века. Верю беспрекословно, что так было в доме у надворного советника Подколёсина или у купеческой дочери Агафьи Тихоновны. Вот так же чадили и густо капали стеарином свечи, также поскрипывала входная дверь, за круглым столом коротали вечера за карточным гаданием и опрокидывали стопочку превосходнейшей наливки, а то и чего покрепче. Разве что мыши по полу у Федотова не бегают, и сверчок за печкой не трещит. А так полная реальность другого времени.Театральный свет опять трудится на сцене в поте лица, съедая излишнюю разноцветность, окрашивая пространство приглушённым апельсиновым цветом, при котором из темноты выступают лица гоголевских персонажей, предметы обстановки, и создаётся поразительный эффект ожившей ретро-фотографии.File 398648 

Что самое удивительное - каждый раз ловлю себя на мысли, что не узнаю актёров. Какие-то совершенно мистические сверхъестественные перевоплощения. Вроде, ба, знакомые всё лица – но как бы и не они вовсе. Василий Скиданов играет Кочкарева? Да не может такого быть, неужели он, не перепутали ли в программке? Андрей Воробьев - Подколёсин? Ну да, вроде бы он, вроде бы похож, хотя... Подождите, Агафья Тихоновна – Ирина Молянова? Но... но она же была абсолютно другая в том же «Калеке»... Что происходит с возрастом, как они его стирают – прибавляют? Тут-то дочь купеческая совершенная девочка, хотя и 27 семи лет, и жесты, и скачет по сцене, и губы дует, как капризный ребёнок. А с Марией Новиченко что произошло, жердь чтоль проглотила - почему резко задубела и выросла? Сергей Мельников – уже не отброс общества как в «На дне», а вполне себе импозантный кавалер. Чарами какими что ли Федотов с Гоголем когнитивный диссонанс на зрителей напустили? Может актёры к средству Макропулуса перед выходом на сцене прибегают? Чайная ложка – прибавил годков, столовая – убавил. Под Владимиром Ильиным аж прямо сцена прогибалась от веса его Яичницы, настолько тяжеловесным он изобразил своего персонажа. А феерично харизматичный и двуликий Андрей Одинцов, слуга Осип и моряк Жевакин, как распознать их, когда разные совсем люди?

File 398652

Спектакль по Гоголю не может быть без чертовщинки. Много там её – смешной и внезапной, хотя может и привиделось мне, крестное знамение дай сотворю, аминь, прости господи, в глазах двоилось, наверное, самовозгорающиеся огни и невесть откуда взявшиеся руки, и люди прямо раз, и на глазах исчезали. Вообще ничего непонятно, то ли играют, то ли взаправду, то ли театр, то ли по-настоящему всё происходит. Гоголевский текст вот он, буковка к буковке, а люди – живые, только из другого времени

File 398658 

Актёрские работы чертовски хороши! И если бы губы Андрея Воробьева да приставить к носу Андрея Одинцова, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Сергея Мельникова, да, пожалуй, прибавить к этому еще вкусной дородности Ирины Моляновой, шарма Марии Новиченко, перчика Марины Шиловой и осанистости Владимира Ильина – то будет тогда вам спектакль Сергея Федотова, благословленный Гоголем. В общем, не только МакДонахом жив Пермский театр «У моста», но и Гоголем любимым, и прочими классиками русскими.

Зачем смотреть «Женитьбу» Пермского театра «У моста»? - Наслаждаться. Наслаждаться атмосферой, интонациями, жестами, мизансценами, костюмами, декорациями. Разбирать по интонациям, жестам, мизансценам, костюмам, декорациям, запоминать, вспоминать, смаковать, смотреть афишу и решать, брать ли срочно билеты в Пермь, или подождать, когда Пермский снова приедет в первопрестольную.. File 398662
File 398664File 398670File 398674File 398678File 398682File 398686File 398690File 398694File 398698File 398702File 398718File 398706File 398710

 (с) фото Полины Королевой

(с) текст Наталья Анисимова 

Пермский театр "У моста", группы тетра в ФейсбукеВКонтактеИнстаграм и видео-канал на Youtub-e

RSS-материал