Город на память
view counter

Фотопроект «Город на память». 461. ВСХВ-ВДНХ СССР. Вокруг фонтана «Каменный цветок»

evge-chesnokov аватар

Искусственный водоём с фонтаном украсил площадь Колхозов на ВСХВ-1939 - в центре из круглой чаши били вертикальные струи и ещё несколько десятков струй создавали прохладу вокруг бассейна. Его художественное оформление оказалось скромным - создатель фонтана Вячеслав Олтаржевский установил по краям парапета лишь два гигантских рога изобилия. К послевоенному открытию выставки архитекторы стали готовить новый проект гораздо более красивого и мощного фонтана.

File 386859

File 386863

Фонтан и рог изобилия. 1939 год: https://pastvu.com/p/703291

File 386867

Фонтан на площади Колхозов. 1939 год: https://pastvu.com/p/467358

File 386871

Фонтан «Каменный цветок». 1954-1958 гг.: https://pastvu.com/p/651116

Основная идея, вложенная в художественный облик фонтана, — изобилие, которое выражено в богатом скульптурном оформлении. По замыслу авторов — архитектора Константина Топуридзе и скульптора Прокопия Добрынина - центральная чаша фонтана должна была быть увенчана композицией «Золотой сноп» в окружении шестнадцати аллегорических фигур, символизирующих союзные республики СССР. В 1951 году эту пышную композицию положили в основу фонтана «Дружба народов», расположенного ближе к Главному павильону.

А возле павильона Украинской ССР установили гигантский «Каменный цветок». В советской культуре были популярны сказы Павла Бажова из сборника «Малахитовая шкатулка», на экраны вышел фильм «Каменный цветок» Александра Птушко, на сцене Большого театра поставили балет Сергея Прокофьева. Огромный цветок на ВСХВ был собран из бетонных плит, облицованных многоцветной смальтой. Главный архитектор ВДНХ Анатолий Жуков отмечал: «Фантастический цветок, вырастающий из кристаллов и самоцветов, гармонично сочетается с окружающими его великолепными павильонами. Фонтан разбрасывает множество водяных струй; в бассейне «плещутся» бронзовые и чугунные рыбы и птицы».

File 386879

File 386883

File 386887

По периметру бассейна фонтан украшен композициями из рогов изобилия, ваз, фруктов и колосьев, шестнадцать гранитных столов заставлены яствами из союзных республик. Изначальная идея показать дары природы каждой из республик не была реализована в полной мере — сделали лишь три композиции и после их «скопировали» на остальные постаменты. Также в бассейне расположены бронзовые фигуры-фонтанчики гусей и осетров, над которыми работали скульпторы 3.Рылеева и В.Александрова-Рославлева.

File 386875

Из лепестков цветка и четырёх групп фонтанов в бассейне могли одновременно бить до 1000 струй. Всю систему приводили в действие 11 насосов общей мощностью 780 кВт, выбрасывающих в воздух до 2000 литров в секунду. Дополняли картину разноцветные лампы, подсвечивающие воду. Существует версия, что в качестве музыкального сопровождения для фонтана звучала «Праздничная увертюра» Дмитрия Шостаковича, что делало «Каменный цветок» первым в СССР цветомузыкальным фонтаном.

Фонтан «Каменный цветок» на сайте ВДНХ: https://vdnh.ru/map/3939/

File 386891

Фонтан «Каменный цветок». 1954 год: https://pastvu.com/p/67090

File 386895

Фонтан «Каменный цветок». 1954 год: https://pastvu.com/p/67639

File 386899

File 386903

File 386907

File 386911

С 2012 по 2014 год фонтан не работал, был произведён ремонт, но «Каменный цветок» по-прежнему выглядел увядшим: вместо осыпавшейся разноцветной смальты посетители видели серое бетонное основание фонтана, в бассейн не вернулись демонтированные ранее фонтанирующие осетры. Скорее, это был не ремонт, а исследование состояния памятника государственного значения: «Вся автоматика и система подсветки фонтана пришли в негодность, бетонное основание разрушается, полный износ конструкций фонтана, гидроизоляция и инженерное оборудование – всё требует глобальной реконструкции и реставрации».

File 386915

File 386919

File 386923

File 386927

File 386931

File 386935

File 386939

File 386943

День рождения ВСХВ-ВДНХ в 2014 году отметили выступлением балетных артистов, помост был установлен в бассейне фонтана.

File 386947

File 386951

File 386955

File 386959

Сергей Собянин тогда заметил: «Закончился первый этап восстановления ВДНХ. Отреставрированы в первом приближении фасады, проведены аварийно-восстановительные работы так, чтобы кровли не текли, чтобы помещения функционировали». После этого косметического ремонта начались масштабные реставрационные и строительные работы по всей территории ВДНХ и в 2018 году очередь дошла до фонтанов «Каменный цветок» и «Дружба народов».

File 386963

File 386967

File 386971

File 386979

File 386983

В апреле 2019 года фонтан открылся после реконструкции и удивил горожан непривычным внешним видом, вызвав бурную полемику в соцсетях. На защиту реставраторов встал бескомпромиссный аналитик городской среды Илья Варламов: https://varlamov.ru/3406699.html

Как сообщила пресс-служба ВДНХ, «К моменту начала реставрации фонтан «Каменный цветок» находился в плачевном состоянии. Часть декоративных элементов была разрушена, утрата смальты достигала 75% на некоторых местах. Многолетний износ насосов привел к тому, что «Каменный цветок» работал менее чем на 50 процентов мощности, многие струи вообще не били. Благодаря реставрации москвичи и гости столицы увидят «Каменный цветок» в первозданном виде. 

В ходе работ специалистам удалось сохранить порядка 30% исходной смальты. Остальная была изготовлена по историческим образцам. В 1954 году для украшения фонтана использовали цветной марблит из непрозрачного глушеного стекла и разноцветную кантарель из листов сусального золота различных оттенков, спеченных между пластинами цветного стекла. Новую смальту для отделки изготавливали в Москве и Санкт-Петербурге по сохранившимся оригинальным фрагментам».

File 386987

Было - стало

File 386991

File 386995

Было - стало

File 386999

«Перед производителями стеклянной смальты (кантарели) стояла задача повторить цветовое решение в том виде, в каком оно было на момент производства материала в 50-х годах прошлого столетия. При разборе оригинальных частей фонтана стекло имело матовую структуру и загрязненную поверхность за счет длительного воздействия агрессивной среды, что в корне изменило общий цвет и тон фонтана. При очистке оригинальных тессеров стало понятно, что изначально фонтан был гораздо более ярким и цветным, чем его запомнили посетители ВДНХ спустя 65 лет. Для защиты от воздействия жесткой воды, для уменьшения возникновений отложений на поверхности смальты была проведена гидрофобизация составом. Он также способствует увеличению яркости цветов. Это явление временное, и его воздействие в процессе работы фонтана будет нивелировано», — сказал Александр Урбанский, куратор реставрационных работ на фонтане.

File 387003

В бассейн вернулись долгожданные осетры, а у гусей появились полноценные головы.

File 387007

File 387011

Ослеплённые яркими переливами смальты горожане не заметили исчезновения раритетной крышки люка с надписью «Донбасс Металлург Пос. им. Кагановича». Несколько лет назад чугунный кругляш возле фонтана зачем-то покрасили красной краской, а теперь вместо него типовая крышка.

File 387015

Можно отметить, что оформление бассейна приведено к состоянию на 1954 год - по периметру появились отсутствовавшие в последние годы газоны с цветами, но это, пожалуй, лишнее. Ни металлические оградки, ни вежливые охранники не остановят горожан, стремящихся подойти поближе к воде.

File 387019

File 387275

Вокруг фонтана сложился ансамбль павильонов площади Колхозов.

File 387039

File 387023

Павильон Ленинграда. 1939 год: https://pastvu.com/p/79507 В подписи к фотографии, как и в других источниках, указан «Ленинград и Северо-восток РСФСР» - считается, что таковым и было название павильона. Однако на ВСХВ-1954 название несколько изменилось - «Ленинград и Северо-запад РСФСР».

По итогам проведенного в 1936 году закрытого конкурса, призванного определить будущий облик павильона Ленинграда на ВСХВ, к реализации был принят проект архитектора Е.Левинсона, отражавший традиции архитектурной школы Северной столицы. Как и в архитектуре Ленинграда 1930-х годов, в нём соединились характерные черты «пролетарской классики» и элементы ар-деко. Открытые галереи украшали скульптуры агронома, колхозницы, рабочего-механизатора и девушки-овощевода. Перед входом в павильон был установлен небольшой памятник Сергею Кирову — уменьшенная авторская копия памятника работы Николая Томского на Кировской площади.

File 387027

Павильон Ленинграда. 1939 год: https://pastvu.com/p/746202

В Советской России Ленинград был особым городом - колыбелью Великой Октябрьской социалистической революции - и, конечно же, значительную часть павильона занимала революционная тематика, события октября 1917 года. Также экспозиция представляла успехи колхозов и решения I и II cъезды колхозников-ударников. В боковых галереях были установлены Доски почета представленных в павильоне регионов. Интерьеры украшали украшения из янтаря и фарфоровые вазы.

File 387031

В 1949-1954 годах Е.Левинсон при участии И.Вильнера реконструировал свой довоенный павильон, придав ему черты русского классицизма. Над изысканным оформлением залов трудился творческий коллектив Ленинградского отделения Художественного фонда СССР под руководством Р.Карпова.

File 387035

Декоративная скульптура на павильоне Ленинграда и Северо-западных областей. 1954 год: https://pastvu.com/p/427184 Статуи были демонтированы к началу 1970-х годов.

File 387043

На стенах вводного зала можно увидеть четыре монументальных живописных изображения в стиле социалистического реализма: «Октябрь 1917 года», «Встреча победителей в Ленинграде 1945 года», «Сборка турбины» и «Механизация сельского хозяйства». Встречаются и другие названия этих полотен - «Октябрь», «Герои-победители у Нарвских ворот», «Кировский завод», «Колхозы Северо-запада».

File 387047

File 387051

File 387055

File 387059

Зал Ленинградской области. 1954 год: https://pastvu.com/p/61233

К сожалению, ещё семь залов - Ленинградская область, Коми АССР, Псковская, Новгородская, Калининградская, Вологодская, Архангельская и Мурманская области - со временем утратили оригинальное оформление. Особенно эффектно выглядел круглый зал Ленинградской области: поверхность свода покрывала роспись в технике гризайль, по периметру разместились картины с изображением крейсера «Аврора», «Медного всадника», Дворцовой площади, Нарвских ворот, в торце - горельеф с рабочими, колхозниками, интеллигенцией и детьми на фоне памятника Ленину на Финляндском вокзале.

File 387063

Павильон «Образование в СССР». 1959-1961 гг.: https://pastvu.com/p/874881

В 1959 году, в связи с переходом ВСХВ-ВДНХ на отраслевой принцип, ленинградский павильон отвели под «Образование в СССР». Вводный зал украшал макет Главного здания МГУ на Ленинских горах. Тематические разделы «Народное образование» и «Высшее и среднее специальное образование» отражали основные цели, задачи и успехи советской образовательной системы от начальной школы до высших учебных заведений. Значительное внимание в экспозиции уделялось и таким важным вопросам, как роль учителя, деятельность научных и технических сообществ, международные связи высших учебных заведений СССР. Также здесь были представлены результаты научно-исследовательских работ в области физики, радиоэлектроники, автомеханики и телемеханики, высокополимерной химии. 

С 1967 года павильон назывался «Экономика и организация сельского хозяйства» и раскрывал динамику социально-экономических преобразований сельского хозяйства в СССР. В восьмидесятые годы павильон вновь переименовали, теперь это была «Оптика». Последующее наполнение вполне традиционно для периода ВВЦ: магазины с разнообразным ассортиментом, кафе и офисы.

Павильон «Оптика» («Ленинград и Северо-Запад РСФСР») на сайте ВДНХ: https://vdnh.ru/map/4190/

File 387067

File 387071

File 387075

File 387079

File 387083

File 387087

File 387091

File 387095

File 387099

File 387103

File 387107

File 387111

File 387115

File 387119

File 387123

File 387127

После косметического ремонта здесь открылась выставка «100 лет моды в России: 1915–2015. Из коллекции Александра Васильева» - масштабная ретроспектива мужской и женской одежды, модных аксессуаров. Впоследствии уникальный архив историка моды Васильева оказался востребован на ВДНХ, уже несколько тематических выставок состоялись в разных павильонах.

File 387131

File 387135

File 387139

File 387143

File 387147

File 387151

File 387155

Со стороны Северной аллеи к павильону примыкает дворик с бассейном, в котором установлена скульптура «Мальчик-рыбак» (1949, скульптор Б.Сон). Собственно сквер благоустроили ещё на довоенной ВСХВ.

File 387159

File 387163

File 387167

Павильон «Сибирь». 1939 год: https://pastvu.com/p/17704

Павильон «Сибирь» построен в 1937 году по проекту архитектора Ершова и демонстрировал достижения трудящихся Челябинской, Омской, Ново-Сибирской областей и Красноярского края. 

File 387171

Павильон «Сибирь». 1940 год: https://pastvu.com/p/265906

File 387175

Павильон «Урал». 1954 год: https://pastvu.com/p/660299

После войны павильон был реконструирован и открылся в 1954 году под названием «Урал», обновлённая экспозиция представляла успехи аграриев Свердловской, Молотовской, Челябинской, Курганской областей и Удмуртской АССР. Коллекция полезных ископаемых в вводном зале наглядно показывала богатства уральских недр, на стендах в залах областей колхозники рапортовали об освоении целинных земель, внедрении научных методов повышения плодородия почвы, работе опытных сельскохозяйственных станций.  

File 387179

Павильон «Профессионально-техническое образование». 1979-1981 гг.: https://pastvu.com/p/735266

Как и в других павильонах бывшей ВСХВ, здесь произошла смена региональной экспозиции на отраслевую. В разные годы павильон назывался:

1937–1939 — «Западная Сибирь»

1954–1959 — «Урал»

1959–1961 — «Трудовые резервы»

1962–1992 — «Профтехобразование»

Здание сгорело в 1992 или 1993 году.

Павильон «Урал» («Западная Сибирь») на сайте ВДНХ: https://vdnh.ru/map/15717/

File 387183

Парад физкультурников. 1939 год: https://pastvu.com/p/746201 Значительная часть площади Колхозов была асфальтированной, расчерчена на квадраты и могла использоваться для парадов.

File 387187

Ту-124Б на ВДНХ. 1966 год: https://pastvu.com/p/802242 На ВСХВ-1954 площадь покрывал цветочный партер, но и для показа крупногабаритных экспонатов находилось место.

File 387191

File 387195

Павильоны «Урал» и «Дальний Восток». 1954 год: https://pastvu.com/p/67086 У павильонов-соседей оказалась трагическая судьба, оба уничтожены пожарами в 1977 и 1992 годах.

File 387199

Павильон «Дальний Восток». 1939 год: https://pastvu.com/p/17691   Сориентирован павильон несколько необычно - вход расположен с торца, а на площадь Колхозов выходит глухая стена.

Павильон несколько раз  менял название:

1938–1939 — «Восточно-Сибирский и Дальневосточный края, Бурят-Монгольская и Якутская АССР»

1941–1959 — «Дальний Восток»

1959–1963 — «Советская книга»

1964–1965 — «Советская печать»

1966–1977 — выставочный зал павильона «Советская культура»

Павильон сгорел в 1977 году.

Дальневосточный павильон появился на выставке одним из первых, в 1936 году, и сразу же стал объектом критики за схожесть с буддийским храмом. Архитектор И.Француз задумал павильон в этнографических формах «монголо-китайской архитектуры», но не учёл последствия проходившей в СССР антирелигиозной кампании. В итоге здание было перестроено в крепость, словно обнесённую несколькими рядами стен с зубцами. 

В тридцатые годы существовала военная угроза со стороны Японии и павильон-крепость символизировал несокрушимый форпост на дальних границах СССР. Не случайно на пилонах у входа размещалась цитата Иосифа Сталина: «Ни одной пяди чужой земли не хотим, но и своей земли не отдадим никому». Боковой фасад украшали мирные дальневосточные пейзажи (фрески выполнил художник А.Гончаров).

Павильон «Дальний Восток» на сайте ВДНХ: https://vdnh.ru/map/15718/

File 387203

Павильон «Дальний Восток». 1939 год: https://pastvu.com/p/14457

File 387207

Керамический фонтан со скульптурой лосося (скульптор Сотников). 1939 год: https://pastvu.com/p/306486

File 387211

Скульптура «Пограничник в дозоре» (скульптор П.Баландин). 1939 год: https://pastvu.com/p/14456

File 387215

Скульптура «Пограничник в дозоре». 1954-1955 гг.: https://pastvu.com/p/866793 Пограничник поменял устаревшую будёновку на уставную фуражку.

File 387219

Павильон «Дальний Восток». 1954 год: https://pastvu.com/p/663996

Шесть залов Приморского и Хабаровского краев, Якутской и Бурят-Монгольской автономных республик, Амурской, Читинской и Сахалинской областей были оформлены в соответствии с художественными традициями представленных регионов, здесь и живопись, и резьба по дереву, и образцы национальной одежды. Передовые колхозы привезли в Москву свою продукцию - снопы зерновых, горки овощей, пирамиды консервных банок.

File 387223

Павильон «Советская книга». 1959-1962 гг.: https://pastvu.com/p/67181

File 387227

Интерьеры одного из залов павильона «Советская книга». 1959-1960 гг.: https://pastvu.com/p/887819

File 387231

Павильон «Советская печать». 1963-1965 гг.: https://pastvu.com/p/887843

File 387235

Выставочный зал павильона «Советская культура» за два года до пожара. 1975 год: https://pastvu.com/p/151038

File 387239

В постсоветские годы на месте сгоревших зданий работали разные временные проекты - выставка дачных коттеджей, кафе, цирк-шапито.

File 387243

File 387247

File 387251

File 387255

Сейчас здесь обустроен фудкорт, предлагающий посетителям ВДНХ блюда греческой и вьетнамской кухни, блины, чебуреки, бургеры, пончики.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

File 387259

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

Фотографии: Евгений Чесноков и pastvu.com

 

RSS-материал