Город на память
view counter

От осознания ошибок прошлого зависит наше будущее. Спектакль «Восемь»

evge-chesnokov аватар

В преддверии столетнего юбилея эпохального и очень неоднозначного для России события, которое именуют Великой Октябрьской социалистической революцией, в Московском Губернском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Восемь», в основу которого легла документальная история казни членов дома Романовых в шахте города Алапаевска. Это убийство произошло на следующий день после расстрела царской семьи в Екатеринбурге.

File 293252

Автор пьесы – молодой ученик из Екатеринбурга Владимир Зуев. Он ученик Николая Коляды, и его пьеса «Восемь» победила на конкурсе драматургов «Возрождение. Накануне. 1916-2016».

Анна Горушкина, режиссер спектакля, сказала, что одной из главных задач, было не просто показать историю, а чтобы за всеми этими лицами, которые нам кажутся историческими, увидели живых людей.

Восемь человек, членов дома Романовых и близких к ним людей (великую княгиню Елизавету Фёдоровну; её келейницу сестру Марфо-Мариинской обители Варвару; великого князя Сергея Михайловича; его секретаря Фёдора Ремеза; братьев, князей Иоанна Константиновича, Константина Константиновича, Игоря Константиновича; князя Владимира Павловича Палея) привезли в Алапаевск и поселили в школе на окраине города. Сценографы спектакля решили оттолкнуться именно от этого места и специально разместили по всему камерному пространству Малого зала парты, тем самым образно превратив убийц и их жертв, а также зрителей, в учеников.

Какой урок всем предстоит усвоить?

File 293260

Анна Горушкина, просит обратить на данный момент пристальное внимание: «Зритель, придя на спектакль, должен сам почувствовать и понять - почему школа, почему все за школьными партами. Мы все должны переосмыслить историю, чтобы не допустить подобного впредь».

Максимально толерантным театральным языком спектакль описывает и восстанавливает атмосферу того страшного времени, не навязывает свою точку зрения о тех событиях, не ищет оправдания убийцам, но жёстко подводит к осознанию самой важной истины: «Убийство не ведёт к развитию, убийство ведёт только к деградации. Необходимо понимать к чему могут привести те или иные действия, и от того в какую сторону человек сделает выбор, в такую сторону пойдёт и история. От выбора каждого зависит движение истории».

File 293264

Исполнительница главной роли – великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой – Наталья Шклярук, сказала, что благодарит судьбу, за то, что ей выпала честь впустить в себя такого удивительного, великого, духовного, открытого, честного и доброго человека как Елизавета Федоровна. После того как в Москве от взрыва бомбы погиб её муж великий князь Сергей Александрович и она буквально руками подбирала его останки, княгиня нашла в себе мужество и силы, чтобы простить убийцу. Она приходила к нему в тюрьму, беседовала с ним, подарила образок и написала императору прошение о помиловании… Когда в Алапаевске их сбросили в шахту, рядом с ней не взорвались две бомбы*, она оказалась рядом с Иоанном и, имея раны несопоставимые с жизнью, перевязала ему голову своим апостольником и до последнего пела херувимскую песнь дабы поддержать всех остальных…

*Жертв сначала ударили обухом по голове, скинули в шахту, потом забросали гранатами. Казнённые погибли не сразу и в ужасных мучениях. По словам местных жителей из шахты несколько дней доносилось пение молитв.

File 293268

Степан Куликов, исполнитель роли Ефима Соловьева, комиссара юстиции Алапаевского совета рабочих и крестьян, который лично принял решение об убийстве, рассказал, что как актёр, он должен был найти способ, чтобы хоть как-то оправдать своего героя, понять его, но это ему удалось с огромным трудом. «Оправдывать его как человека не хочется, а как персонажа я оправдал его через фразу о том, что он хочет лучшей судьбы для своих детей и внуков. Он был настолько принципиален, что даже от Бога отказался во имя этой идеи».

В спектакле поднимается очень много важных вопросов, и главный из них – тема веры.

В Российской империи в паспорте вместо графы «национальность» была графа «вероисповедание». И «православный» означало, что ты русский.

Каждый зритель может сделать свой собственный вывод о том, кто был истинно русским человеком, немка Елизавета Федоровна, полное имя которой - Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская, или русский крестьянин Ефим Андреевич Соловьев.

File 293272

Художественный руководитель Московского Губернского драматического театра Сергей Безруков рассказал представителям пьесы о том, как создавался спектакль, и какое значение он имеет для современного человека.

«Когда  говорят о событиях 1917-18 годов, всё, что происходило тогда, как правило, показывают с двух точек зрения, - "белых" и "красных", хотя для меня на самом деле нет разделения на "белых" и "красных", а есть трагедия, потому что в гражданской войне брат пошёл на брата.

Меня однажды спросили, а давайте разберём 1917-18 годы с точки зрения плюсов и минусов. Но кощунственно говорить о каких-то плюсах при той крови, тех страшных человеческих потерях, которые были в гражданскую войну.

В спектакле показана трагедия каждого из этих  людей -  и убийц, и убиенных. Все, кто погибли тогда в шахте Алапаевска, окажутся за одной партой вместе со своими палачами, чтобы мы могли еще раз прожить, почувствовать эту историю с разных позиций, с разных сторон, заново осмыслить уже пройденные уроки.

Здесь сложные судьбы, неоднозначно трактуются все персонажи, и у каждого - своя правда. Но в финале мы понимаем, что убийство никоим образом не может быть оправдано. Никакие самые светлые идеи не могут оправдать зверства, терроризм,  лишение жизни человека.

Финал спектакля даст возможность осознать трагедию, произошедшую в 18 году, поможет заучить этот урок раз и навсегда, чтобы не повторять этих ошибок вновь, чтобы даже помыслов не было о новых революциях и братоубийственной войне. Гражданская война - одна из самых безнравственных. Вообще война безнравственна, потому что это убийство, а гражданская - ещё и потому, что это братоубийство, когда люди, еще вчера бывшие в прекрасных отношениях, вдруг ради какой-то идеи попадают в страшную ситуацию выбора.

Мне кажется, что ребята с задачей справились, спасибо всем, спасибо режиссёру и всем моим артистам.

У нас получилось не пройти мимо этой страшной темы и высказать свой взгляд на прошлое. Пока мы не будем знать свою историю,  есть опасность, что всё может повториться».

Текст: Наталья Анисимова

Фотографии: Евгений Чесноков

File 293256

File 293276

File 293280

File 293284

File 293288

File 293292

File 293296

File 293300

File 293304

File 293308

File 293312

File 293316

File 293320

File 293324

 

RSS-материал