Город на память
view counter

Фотопроект «Город на память». 341. Московская консерватория. Большой зал

evge-chesnokov аватар

Большой зал консерватории открылся 7 апреля 1901 года торжественным концертом с исполнения гимна «Воздвигнут храм искусству дорогому». За великолепную акустику зал назвали «большой скрипкой Страдивари», но фоторепортаж не воспроизводит чарующие звуки музыки, зато позволяет виртуально прогуляться от фойе до галёрки. С 2006 года Большой зал носит имя основателя Московской консерватории Николая Рубинштейна (его портрет на фото - слева).

File 271118

File 271122

File 271130

Зрители проходят через центральный вход и поднимаются по лестнице мимо двух амазонок, скопированных с древнегреческих статуй работы Кресилая и Фидия и украшавших некогда храм Артемиды в Эфесе. Весь вестибюль устроен в духе античного храма.

File 271134

File 271138

File 271142

File 271146

Бюст Петра Чайковского

File 271150

File 271194

File 271154

File 271158

В фойе партера ведут две широкие лестницы и здесь можно увидеть витраж с изображением девы-мученицы Святой Цецилии, которая с XVI века считается покровительницей церковной музыки. Оригинал витража был заказан мастерам Северного стекольно-промышленного общества и установлен в фойе к открытию нового здания консерватории. В октябре 1941 года взрывная волна немецкой авиабомбы уничтожила витраж, который был воссоздан лишь спустя семьдесят лет. Все эти годы проём в стене был заложен и на стене висела картина Ильи Репина «Славянские композиторы».

File 271162

Партер окружён с трёх сторон прогулочными холлами, украшенными портретами Ференца Листа (1886, художник Илья Репин), Николая Рубинштейна (1946, художник Василий Яковлев) и вышеупомянутым полотном «Славянские композиторы» (на этой картине-аллегории Репин изобразил российских, польских, чешских музыкантов, которые жили в разные годы). Вдоль стен установлены бюсты знаменитых композиторов.

File 271166

File 271170

File 271174

File 271178

File 271182

File 271186

File 271190

File 271198

File 271202

File 271206

File 271210

Большой зал. 1901 год: https://pastvu.com/p/205364 

File 271214

Большой зал. 1900 год: https://pastvu.com/p/12786

File 271218

File 271222

На эту сцену выходили Шаляпин, Стравинский, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Шостакович, Рихтер, Ойстрах, Ростропович, приезжавшие на гастроли Горовиц, Дебюсси, Форе, Бернстайн и ещё много великих имён можно перечислить.

File 271226

File 271230

Орган парижской фирмы «Кавайе-Колль» 1899 года подарен железнодорожным предпринимателем Сергеем фон Дервизом. Говорят, что в дни революционных событий большевики прятали в нём оружие.

File 271234

File 271238

File 271242

File 271246

File 271254

File 271250

На арке размещён медальон-барельеф основателя Московской консерватории Николая Рубинштейна, а на стенах зала - четырнадцать портретов классиков русской и западноевропейской музыки, написанных художником Николаем Бодаревским. В эту галерею первоначально вошли Чайковский, Бетховен, Гендель, Шуберт, Шуман, Глюк, Рубинштейн, Глинка, Бах, Моцарт, Гайдн, Мендельсон, Вагнер, Бородин.

File 271258

File 271262

File 271266

File 271270

File 271274

File 271278

File 271282

File 271286

File 271290

В 1953 году произошла ротация композиторов: Глюк, Мендельсон, Гендель, Гайдн уступили место Даргомыжскому, Мусоргскому, Римскому-Корсакову и Шопену, чьи портреты выполнили Михаил Суздальцев и Николай Мещанинов. Указание последовало с самого верха, вероятно, сталинское руководство посчитало произведения иностранцев чуждыми советской культуре и решило разбавить галерею отечественными мастерами музыки. На складе сохранились портреты Гайдна и Мендельсона, которые после реставрации разместили в фойе. 

File 271294

File 271302

В убранстве зала использованы символические изображения музыкальных инструментов - это и лепной декор на фризах, и люстры, и бра. 

File 271306

File 271310

File 271298

File 271314

File 271318

File 271322

Зал рассчитан на 1852 зрителя, примерно столько же мест было в зале и на момент открытия - 1853. Надо заметить, что лучшие места находятся в партере, а на балконе между рядами слишком узкие проходы. Впрочем, некоторые концерты вызывали ажиотаж и меломаны сидели на ступеньках, стояли в проходах. В годы Первой Мировой войны многие особняки и театральные залы отдавали под госпитали для раненых воинов. Консерватория не стала исключением и в Большом зале размещался лазарет. А в 1924-1933 годах в Большой зал люди шли не только слушать музыку, но и смотреть фильмы в кинотеатре «Колосс».

В 2011 году Большой зал открылся после реставрации и сейчас выглядит в первозданном виде, как сотню лет назад. В частности, в инженерный корпус были выведены системы, обеспечивающие вентиляцию, звук и свет, но создававшие вибрации. «Я должен подчеркнуть, что это была настоящая научная реставрация. Мы исследовали все слои краски, которые накопились на стенах Большого зала, и выяснили его первоначальные цвета. Поначалу они нас несколько удивили — это была эпоха модерна, и были очень тонкие полутона, сочетающиеся несколько странно. В ходе реставрации вернулся витраж Святой Цецилии, утраченный в начале Великой Отечественной войны», - рассказывал ректор Московской консерватории, профессор Александр Соколов.

File 271326

File 271330

File 271334

File 271338

File 271342

File 271346

Ложа слева от сцены предназначалась исключительно для Его Императорского Величества. В наши дни эта традиция соблюдается: ложа ожидает посещений главы государства и билетов в неё не продают. 

File 271350

File 271358

Ознакомиться с афишей можно на официальном сайте Московской консерватории: http://www.mosconsv.ru/ru/default.aspx

File 271362

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

Фотографии: Евгений Чесноков и pastvu.com

 

RSS-материал