Город на память
view counter

Фотопроект «Город на память». 340. Московская консерватория. Малый зал

evge-chesnokov аватар

Московская консерватория была основана в 1866 году и поначалу размещалась на Воздвиженке, но спустя пять лет арендовала, а затем и купила большой дом на Никитской, построенный Василием Баженовым для княгини Екатерины Дашковой.

File 270906

 

File 270910

В первые годы существования консерватории уровень требований для поступающих в неё был по необходимости очень низкий, только учившиеся раньше в классах музыкального Общества имели некоторую теоретическую подготовку, все остальные должны были начинать теорию музыки с элементарного курса. Вскоре желающих получить высшее музыкальное образование становилось всё больше и в доме Дашковой стало тесно. 

Старинный особняк был разобран и на его месте по проекту архитектора Василия Загорского к 1898 году выросло новое здание консерватории с учебными классами и концертными залами. Финансирование консерватории осуществлялось за счёт доходов Русского музыкального общества от концертной деятельности, а также городских и правительственных субсидий, пожертвований частных лиц и платы за обучение. На строительство нового корпуса денег не было и директор Василий Сафонов обратился за помощью к московскому купечеству. 

Московская консерватория стала всенародной стройкой и получила поддержку не только от меценатов-фабрикантов, но и на самом высоком уровне, от императора Александра III. Проект здания изначально предусматривал винные погреба Удельного ведомства с винным магазином, продукция которого, вероятно, служила утешением для меломанов, которым не досталось билетов на концерт. А обилеченные счастливчики наслаждались звуками музыки в интерьерах, созданных при участии купцов Морозовых, Харитоненко, Солодовникова, фон Дервиза и других меценатов. За сотню с лишним лет из стен консерватории вышли выдающиеся музыканты и исполнители, многие из которых позже стали преподавать в вузе.

В наши дни Москва не испытывает недостатка в современных концертных площадках с отличной акустикой и светом - от подземного соборного зала в храме Христа Спасителя до гигантского Крокус Сити Холл, но залы Московской консерватории и сейчас остаются престижными и востребованными. Идеальная акустика, историческая обстановка, замечательная архитектура, удобное расположение в самом центре Москвы погружают зрителя в неповторимую атмосферу.

File 270918

Консерватория во дворце Дашковой. 1894 год: https://pastvu.com/p/22652

От старого дома Дашковой, остался только фасад с полуротондой. Портик предназначался для подъезда экипажей к дверям консерватории, за которыми находится первый вестибюль, напоминающий круглый сводчатый тамбур, а за ним второй, с кассовыми окошками. 

File 270922

Фасад. 1901 год: https://pastvu.com/p/205362

File 270926

Фасад. 1928 год: https://pastvu.com/p/6471

File 270930

Фасад. 1948-1953 гг.: https://pastvu.com/p/4636

File 270934

Фасад. 1975-1979 гг.: https://pastvu.com/p/177134

File 270938

File 270942

File 270946

File 270950

File 270954

File 270958

File 270962

File 270966

Вид из окон Консерватории на Большую Никитскую улицу и храм Вознесения Господня

File 270970

Большая Никитская улица. 1900-1901 гг.: https://pastvu.com/p/335357

File 270974

File 270978

Консерватория со стороны Малого и Среднего Кисловских переулков. 1914 год: https://pastvu.com/p/5462

File 270982

File 270986

Памятник Петру Чайковскому работы скульптора Веры Мухиной открыт в 1954 году. Приёмная комиссия отвергла несколько предложенных Мухиной проектов - Чайковский дирижирует, Чайковский сидит перед пюпитром в компании юного пастушка - и даже к окончательному варианту возникли претензии. Памятник уже отлили в бронзе, но решения об установке всё не было. Вера Мухина ходила по инстанциям, отправляла письма Сталину и Молотову, но до открытия не дожила. Работу завершили ученики - Нина Зеленская и Зинаида Иванова.

Скульптура памятника Чайковскому выполнена из бронзы, пьедестал сделан из красного гранита. Сам композитор изображён сидящим в кресле перед пюпитром, на котором лежит раскрытая нотная тетрадь. Кажется, что правая рука с карандашом готова записать музыкальную фразу, а левая — отсчитывает ритмы её звучания. На передней стороне постамента написано: «Великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому».

Рядом с памятником композитору расположена мраморная скамья с бронзовой решёткой в виде нотного стана, на которой размещены фрагменты музыкальных фраз из главных произведений Чайковского (начальные строки мелодий из оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», Шестой («Патетической») симфонии, Первого квартета, Скрипичного концерта и одного из романсов композитора — «День ли царит…»). На решётке также приведены инициалы композитора и даты рождения и смерти Чайковского. По её краям расположены арфы, декорированные драпировкой.

File 270990

File 270994

Московская консерватория прежде всего учебное заведение и значительную часть здания занимают классы. Проходя по коридору мимо дверей классов можно услышать весь классический репертуар, кто-то музицирует, кто-то упражняется в вокале.

File 270998

Класс. 1890-1896 гг.: https://pastvu.com/p/69035

File 271002

Класс фортепиано. 1890-1896 гг.: https://pastvu.com/p/69034

File 271006

25 октября 1898 года был открыт Малый зал консерватории, здесь прошло «музыкальное утро памяти Чайковского». Малый зал находится в левом флигеле консерватории (Первый учебный корпус). На стенах первого фойе можно увидеть мраморные доски с именами всех закончивших консерваторию с золотой медалью. В холле установлены бюсты Бетховена и Шопена, вдоль стен - антикварная мебель из карельской берёзы. 

File 271010

File 271014

File 271018

File 271022

File 271026

File 271030

File 271034

File 271038

File 271042

File 271046

Над аркой эстрады Малого зала размещён барельефный портрет Николая Рубинштейна, в оформлении использованы лепные изображения музыкальных инструментов. Зал славится идеальной акустикой и прекрасно подходит для камерных концертов. В 1959 году вместо старинного салонного органа Фридриха Ладегаста (кстати, подарок мецената Василия Хлудова) был установлен орган Шуке, заказанный в Германской Демократической республике. 

В зале было предусмотрено около 500 зрительских мест, сейчас их количество сократилось до 435. В Малый зал приходили слушать Танеева, Рахманинова, Скрябина, Шостаковича, Шнитке, Лемешева, Козловского, Образцову, Вишневскую, Ойстраха, Рихтера, Гилельса, Ростроповича и ещё многих великих композиторов, пианистов, скрипачей, вокалистов. 

File 271050

File 271054

File 271058

File 271062

File 271066

File 271070

File 271074

File 271078

File 271082

File 271086

File 271090

File 271094

File 271098

File 271102

File 271106

File 271110

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

File 271114

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

Фотографии: Евгений Чесноков и pastvu.com

 

RSS-материал