Город на память
view counter

Фотопроект «Город на память». 332. «Союзмультфильм» с колокольней

evge-chesnokov аватар

«Союзмультфильм» - крупнейшая советская и российская государственная киностудия мультипликационных фильмов, основанная 10 июня 1936 года. Спустя десять лет мультипликаторы оборудовали рабочие места в закрытой церкви святого Николая Чудотворца на Долгоруковской улице. В этом довольно мрачном на вид здании рождались любимые несколькими поколениями детей «Ну, погоди!», «Бонифаций», «Винни Пух», всего около 1500 мультфильмов. 

File 267156

Первое упоминание о деревянном храме на этом месте относится к XVI веку. В 1672-1703 годах по указу царя Алексея Михайловича на месте деревянного был выстроен каменный храм, главный престол был освящён в честь Смоленской иконы Божией Матери. В дореволюционных изданиях указывалось, что колокольня, возведённая в середине XVIII века, славилась величественностью и красотой. 

Потом возникла идея расширения храма и в 1903-1904 годах архитекторы С.Воскресенский и Н.Курдюков построили новую трапезную с приделами Николая Чудотворца и зачатия Иоанна Предтечи, а ещё через год - новую колокольню. Храм был рассчитан на 4000 верующих. 

File 267160

Церковь Николая Чудотворца. 1882 год: https://pastvu.com/p/20054

После революции в храме властями изъято свыше 17 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари, но богослужения продолжались. Журнал «Деревенский безбожник» писал в 1929 году: «В Москве, по Каляевской улице, закрывается церковь Николы». Несмотря на это сообщение, церковь устояла и ещё семь лет действовала. В 1930 году Моссовет планировал снос церкви Святителя Николая на Каляевской улице для освобождения площадки по запросу Химико-технологического института. В 1934 году храм захватили обновленцы, их лидер — митрополит Александр Введенский, после закрытия церкви Петра и Павла на Новой Басманной, перенёс сюда свою кафедру.

В 1936 году Никольский храм был закрыт и приспособлен для конторских нужд Треста строительства набережных. В этом же году Моссовет распорядился устроить здесь «Центральный антирелигиозный музей». Ну а потом здание перешло к художникам-мультипликаторам и к древнейшей части храма пристроили пятиэтажный административный корпус киностудии «Союзмультфильм».

File 267164

«Союзмультфильм». 1987-1991 гг.: https://pastvu.com/p/236966

File 267168

File 267172

File 267176

File 267180

File 267184

File 267188

File 267192

File 267196

File 267200

File 267204

На месте алтаря устроен актовый зал. После перепланировки от храма остались стены да уничтоженное кладбище, находящееся буквально под ногами. Со временем в аварийное состояние пришла колокольня. Студия переживала разные времена – эвакуацию в военные годы, расцвет в шестидесятые и сложный период упадка в девяностые. «Союзмультфильм» отметил 80-летие и смотрит в будущее с оптимизмом. В 2016 году начался переезд студии в новый корпус на улицу Академика Королёва, а здание церкви предполагается вернуть верующим.

Собственно этот сюжет посвящён не столько производству анимационного кино, сколько «редевелопменту» по-советски, неуклюжей попытке найти применение неиспользуемому на тот момент зданию.  

File 267208

File 267212

File 267216

File 267220

File 267224

File 267228

File 267232

File 267236

File 267240

File 267244

За восемьдесят лет существования киностудии на ней создано более полутора тысяч мультфильмов в самых разных жанрах и художественных техниках, многие из которых вошли в «Золотой фонд» мировой анимационной классики и получили более четырёхсот международных фестивальных призов и наград.

File 267248

File 267252

Почти единственным направлением первых лет работы студии стали короткометражные фильмы для детей с опорой на персонажей-животных, изображённых в «диснеевской» манере. Всё производство было переведено на общую технологию «целлулоидного конвейера». С 1937 года студия начинает снимать цветные фильмы. С 1938 года на студии вводится цеховой процесс прорисовки и применение метода «эклер» (или ротоскопирование) - натурные съёмки актёров и животных с дальнейшей покадровой прорисовкой.

В первые месяцы Великой Отечественной войны все творческие группы переключаются на съёмки агитационных киноплакатов и мультшаржей. Многие сотрудники «Союзмультфильма» воевали на фронтах Великой Отечественной войны или были привлечены к съёмкам инструктивных рисованных фильмов для нужд Красной армии. С октября 1941 года проводится эвакуация части студии в город Самарканд (Узбекская ССР).

File 267256

File 267260

На картине изображены сотрудники «Союзмультфильма» 

В послевоенное время идеологические кампании покончили с прямыми заимствованиями приёмов из американских кинообразцов и определили самобытный эстетический «канон» детского мультфильма. С шестидесятых годов расширяется диапазон стилистических, жанровых и технологических поисков и решений. В кукольном кино стали применяться полуобъёмные, «барельефные», в том числе бумажные куклы. 

Постоянные персонажи «серийных» фильмов 1960-1980-х годов стали любимцами нескольких поколений зрителей: «Маугли» Р.Давыдова, «Малыш и Карлсон» Б.Степанцева, «Умка» В.Пекаря и В.Попова, «Ну, погоди!» В.Котёночкина, «Бременские музыканты» И.Ковалевской, «Винни Пух» Ф.Хитрука, «Крокодил Гена», «Чебурашка» и «Шапокляк» Р.Качанова.

Но к концу 1980-х годов студия переживает сразу несколько кризисов - кадровый, производственный, творческий. Расшатывается производственный механизм, ощущается дефицит мультипликаторов и работников цехов. Киностудия «Союзмультфильм» существует за счёт использования авторских прав на «золотой фонд» отечественной мультипликации.

File 267264

File 267268

File 267272

Современный «Союзмультфильм» оживает после спада и осваивает новые технологии, на студии планируется возродить художественный совет, куда войдут мультипликаторы, сценаристы, художники, режиссеры. Он будет работать по нескольким направлениям - авторское кино, полнометражное и сериальное. Для расширения творческого коллектива студия восстановит практику обучения и для этого будут открыты курсы для специалистов второго звена по 2D и специалистов по 3D анимации. Курсы будут восполнять потребности студии в творческих людях и будут ориентированы на производственные запуски, то есть учиться молодёжь будет на тех фильмах, которые находятся непосредственно в производстве. Задача «Союзмультфильма» - достичь уровня производства расцвета студии и выпускать до шести полнометражных и сериальных продуктов в год.

«Союзмультфильм» возобновит контакты с компанией «Дисней», чтобы мультипликаторы могли обмениваться опытом. Киностудия сотрудничает с издательскими домами и планирует издать серию книг, в том числе и обучающих для детей. К юбилею выпущен альбом о истории русской мультипликации XX века. Будут возобновлены показы мультфильмов в кинотеатрах.

File 267276

Самая свежая работа мультипликаторов - сериал «Гофманиада», созданный без использования компьютерной графики, только с помощью традиционной кукольной анимации (аниматоры Алла Соловьёва, Екатерина Богачёва, режиссёр Станислав Соколов). Для мультфильма создано около 150 кукол. Это уникальные «актеры», созданные по рисункам Михаила Шемякина. Куклы - как живые и двигаются в кадре по воле аниматора, гнётся каждый пальчик, одежды развеваются по ветру, а на лицах живая мимика. В основе куклы металлический каркас, голова сделана из стоматологического материала, части тела из формовочной глины и пластмассы, руки - из специального клея ПВА.

В павильоне можно увидеть декорации для сцен «Гофманиады»: механизированную сцену театра и кабинет архивариуса. Ландшафты и декорации создаются из клееного картона, оргалита, фанеры, строительной пены и пенопласта. В качестве прототипа были взяты два сохранившихся в Германии старинных театра. Модель полностью рабочая, все механизмы работают - крыша опускается, сцена вращается, опускается, поднимается, ложи и партер раздвигаются. Театр станет одним из экспонатов масштабной выставки уже в новом здании.

File 267280

File 267284

File 267288

File 267292

File 267296

File 267300

Идёт работа над рисованным мультфильмом «Маршрутка»

File 267304

File 267308

File 267312

File 267316

File 267320

В новое здание перевезут экспонаты из мемориального кабинета оператора-постановщика Михаила Захаровича Друяна, который работал на «Союзмультфильме» с момента основания студии. Друян снял свыше трёхсот фильмов, многие из которых стали классикой мультипликации.

File 267324

File 267328

File 267332

File 267384

File 267336

File 267340

File 267344

Фильмотека «Союзмультфильма» - хранилище мультипликационных кинофильмов. В нескольких помещениях все полки стеллажей заняты железными коробками с бобинами. Тут и все выпуски «Ну, погоди!», «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», «Чиполлино», «Карлсон» и множество других. Сохранился и самый первый мультфильм студии «В Африке жарко» 1936 года. 

File 267348

File 267352

File 267356

А в музее студии «Союзмультфильм» живут куклы из мультфильмов нашего детства «38 попугаев», «Волк и теленок», «Чебурашка» и «Варежка». Они также займут почетное место в новом просторном здании «Союзмультфильма».

Официальный сайт: http://www.soyuzmultfilm.ru

File 267360

File 267364

File 267368

File 267372

File 267376

File 267380

File 267388

File 267392

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

Фотографии: Евгений Чесноков и pastvu.com

 

RSS-материал