Город на память
view counter

Фотопроект «Город на память». 315. Цыганский театр «Ромэн»

evge-chesnokov аватар

Идея создания цыганского театра, возникшая в 1930 году, была поддержана столичной интеллигенцией и наркомом просвещения РСФСР Анатолием Луначарским. Что не удивительно, ведь начиная с XVII века цыганская культура вдохновляла русских литераторов и музыкантов - среди ценителей цыганских песен и танцев были Пушкин, Толстой, Куприн и ещё многие замечательные деятели культуры. 

File 256879

Выходцы из Индии - цыгане - распространились по всему миру, при этом сохраняя традиции и самобытность. Цыганское сообщество всегда жило по своему закону и в этом своде правил предусматривались профессии, которыми желательно заниматься. В России в цыганской среде было популярно ремесло музыканта, певца, актёра, а также коневодство и гадание. Во время войны с Наполеоном зажиточные цыгане добровольно пожертвовали крупные суммы денег на содержание российской армии, лучших коней для кавалерии, а молодёжь отправилась служить в уланские полки. 

В Москве и Санкт-Петербурге с успехом выступали цыганские хоры, в конце XIX века была создана театральная труппа, представившая оперетты «Цыганские песни в лицах», «Цыганский барон», «Дети лесов», «Цыганская жизнь». Несмотря на то, что цыгане воздерживались от работы на фабриках и в общем-то не попадали под категорию пролетариата или крестьянства, советская власть отнеслась к ним лояльно и предоставила возможность заниматься тем, что они умеют и любят делать. 

24 января 1931 года состоялось открытие цыганской театральной студии, которая 16 декабря представила премьеру спектакля по пьесе Александра Германо «Жизнь на колёсах» и вскоре была переименована в Цыганский театр «Ромэн» (рома - это цыган). Первые артисты театра стали основателями театральных династий Оглу, Жемчужных, Золотарёвых, Шишковых, их дети и внуки посвятили жизнь сцене. 

File 256883

File 256887

File 256891

В театре поначалу ставились пьесы цыганских драматургов и на цыганском языке, но в 1937 году с приходом Михаила Яншина (артист МХАТ, режиссер, знаток и ценитель цыганского искусства) на должность главного режиссёра в репертуаре появились «Цыгане» по Пушкину, «Макар Чудра» по Горькому, «Кровавая свадьба» и «Чудесная башмачница» по пьесам Лорки. Как грамотный режиссер, Яншин не ломал традиции, но добавил мхатовской драматургии в удалой фольклор. При нём в репертуаре появились спектакли на русском языке.

В годы Великой Отечественной войны артисты театра «Ромэн» выступали перед бойцами на передовой, сыграв 1200 спектаклей, артистки лично ухаживали за ранеными. На сбережения цыганских артистов был построен тяжёлый бомбардировщик, получивший собственное имя «Ромэновец». Репертуар театра пополнился военными спектаклями «Всё о тебе» и «На берегах Днестра». Некоторые актёры воевали в действующей армии. Призванный в 1940 году в РККА Сергей Золотарёв боевое крещение принял на границе, прошёл всю войну и после Победы вернулся в театр. Артист Николай Нарожный защищал Москву, участвовал в прорыве ленинградской блокады. Танцор Виктор Беляков стал метким снайпером, только за несколько месяцев 1942 года уничтожившим полсотни врагов. О подвигах артистов-цыган на войне подробно рассказывает историк Николай Бессонов: http://www.svenko.net/history/artists_war.htm

File 256895

В рамках акции «Ночь в театре» ромэновцы впервые представили музыкальный спектакль «19-17» (режиссер Валерия Янышева), посвящённый жизни цыган во время революции 1917 года и в годы Великой Отечественной войны.

File 256899

File 256903

File 256907

File 256911

File 256915

File 256919

File 256923

File 256927

В 1951 году в театр артистом вспомогательного состава пришел Николай Сличенко. В 1977 он стал главным режиссёром и возглавляет «Ромэн» по сей день уже в качестве художественного руководителя. В театре Сличенко сыграл свыше 60 ролей, поставил спектакли «Грушенька», «Мы – цыгане», «Огненные кони», «Живой труп», «Птицам нужно небо», «Таборные игры», исполняет цыганские песни и романсы в кино и на эстраде. 

File 256931

Первой сценой театра стал зал в Доме Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, 10 (в начале века это было самое высокое жилое здание в Москве, а зал был обустроен для Театра-кабаре «Летучая мышь»), здесь труппа «Ромэна» выступала с 1931 по 1956 год. Затем в Дом Нирнзее вселился Учебный театр ГИТИС, а цыгане переехали на Большую Дмитровку, 26 в бывший особняк купцов Ляпиных, в советские годы известный как Клуб Нарпита. В восьмидесятые годы весь квартал старой застройки, включая ляпинский особняк, пошёл под снос.   

В 1969 году завершилась кочевая жизнь театра «Ромэн» и цыганские артисты начали оседлый образ жизни по адресу: Ленинградский проспект, дом 32. Ещё в XIX веке француз Транкий Яр основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ». В 1910 году по поручению тогдашнего владельца доходного дома Алексея Судакова архитектор Адольф Эрихсон взамен сгоревшего ресторана возвёл новое здание в стиле модерн, с большими гранёными куполами, арочными окнами и монументальными металлическими светильниками по фасаду. Внутри были устроены Большой и Малый залы, императорская ложа и кабинеты.

File 256935

Ресторан «Яръ». 1910 год: https://pastvu.com/p/77904

File 256939

File 256943

File 256947

Пролетарская революция пресекла лихие кутежи, ресторан был закрыт, а Алексей Судаков арестован. В период НЭПа в здании «Яра» некоторое время ещё работал ресторан, а потом чревоугодников и сибаритов изгнали из гастрономического рая, разместив в его залах сначала кинотеатр, затем спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, киностудию «Межрабпом-Русь». В 1939 году здание было перестроено под клуб архитектором П. Рагулиным, роспись потолка осуществлял художник П.Корин. Здесь обосновался Центральный дом Гражданского воздушного флота (Клуб лётчиков). 

File 256951

Клуб лётчиков. 1937-1939 гг.: https://pastvu.com/p/8600

File 256955

В 1952 году по распоряжению генерал-лейтенанта авиации Василия Сталина архитекторами Павлом Штеллером, Иосифом Ловейко и Виктором Лебедевым здание было вписано в единый архитектурный ансамбль гостиницы «Советская». При этом ресторан был встроен внутрь сталинки без потери исторической планировки. В этой гостинице останавливались многие зарубежные высокопоставленные гости, проживал и младший сын вождя.

File 256959

File 256963

File 256967

File 256971

File 256975

В старой Москве «Яръ» был центром цыганской культуры. Здесь выступали известнейшие цыганские хоры и исполнители, в конце XIX - начале XX веков в «Яре» пел цыганский хор Ильи Соколова, здесь исполняли романсы знаменитые цыганские певицы - Олимпиада Фёдорова (Паша), а позднее - Варвара Панина (Васильева). 

Вполне логично, что в 1969 году в театрально-концертном зале (бывшем Белом зале ресторана) гостиницы «Советская» и соседнем здании (бывший дом Судакова также постройки Адольфа Эрихсона, позднее - кинотеатр «Победа») разместился единственный в мире цыганский театр «Ромэн». В доме Судакова располагается административная часть театра, а прежде здесь жил обслуживающий персонал ресторана. 

File 256979

Дом Судакова. 1905-1909 гг.: https://pastvu.com/p/26703

File 256983

File 256987

Сад ресторана «Яръ». 1910-1911 ГГ.: https://pastvu.com/p/77897  Двор был окружён декоративной скалой, сад украшен фонтаном, беседками, гротами. Старожилы из окрестных домов помнят, как играли в далёком детстве в этом саду - фонтана и беседок в нём уже не было, а со временем территория обрастала гаражами, мастерскими и сад практически исчез.

File 256991

File 256995

Ресторан «Яръ». Летний (Белый) зал. 1912-1914 гг.: https://pastvu.com/p/77902  А в бывшем Белом зале ресторана закипели цыганские страсти на сцене театра «Ромэн».

File 256999

В связи с многочисленными перестройками значительная часть оригинальных деталей интерьеров была утрачена, но то, что мы сейчас видим в театре - мраморные полы, паркет, лепнина на потолке, люстры, стены, облицованные декоративной штукатуркой «венецианкой» - всё это наслоение разных эпох - по-своему интересно. А по доскам, которыми застелен планшет театральной сцены, ходил Фёдор Шаляпин.

File 257003

File 257011

File 257007

File 257015

File 257019

File 257023

File 257027

File 257031

File 257035

File 257043

File 257047

Традиционный костюм русской цыганки состоит из рубашки и юбки (или нескольких юбок), может дополняться накинутой на плечи или повязанной на корпус или бёдра шалью. Замужняя русская цыганка носила также платок на голове и фартук. Очень ценился цветочный узор ткани. Цыганок, носящих традиционный костюм, можно встретить в наши дни не только на театральной сцене.

Традиционный костюм русского цыгана копировал русскую купеческую моду, и состоял из свободных штанов, свободной рубахи, жилета, сапог и картуза. Сапоги считались отличительным признаком юношей и мужчин, мальчики их не носили. Ещё одним важным аксессуаром считался кнут. Цыгане его не покупали, а делали сами или получали в дар.

В театральном гардеробе хранятся сотни сценических костюмов разных лет, некоторые извлекаются из закромов и, как в былые времена, работают на сцене.

File 257055

File 257059

File 257063

File 257051

File 257067

File 257075

File 257071

File 257079

File 257083

File 257087

File 257091

File 257095

File 257099

File 257103

File 257107

File 257111

Размеры зеркала сцены - девять на двенадцать метров и пятнадцать метров в высоту. Предусмотрена оркестровая яма для музыкантов. На 20 штанкетах можно смонтировать 350 осветительных приборов, на 150 из них можно настраивать цветопередачу и направление луча программой с пульта, остальные правятся вручную. Правые и левые ложи служат для технических нужд - в них тоже установлены осветительные приборы. 

File 257115

Среди классических постановок единственного в мире цыганского репертуарного театра можно вспомнить «Кармен», «Сломанный кнут», «Цыганку Азу», «Живой труп». Из современного репертуара знатоки рекомендуют посмотреть «Мы - цыгане», «Поющие струны души» об истории становления театра «Ромэн», программу «У нас сегодня концерт», в которой чередуются старинные романсы и весёлые плясовые, музыкально-драматические спектакли «Колокола любви», «Колдовская любовь», «Грушенька». Из постановок «ЦЫганская свадьба» и «Таборные игры» можно узнать много интересного о цыганских обычаях и традициях. В репертуаре есть и предназаченная юным зрителям «Принцесса Кристана».

На сцену выходят цыганские звёзды Народные артисты Борис Василевский, Моисей Оглу, Николай Николаевич Сергиенко, Ирэна Борисовна Морозова, Ирина Михайловна Некрасова, Екатерина Андреевна Жемчужная и Георгий Николаевич Жемчужный, династия Лекаревых - Николай Григорьевич, Николай - младший, Артур, Анжела, её мама - известная танцовщица Ганга Батталова, президент Московского союза цыган Роман Андреевич Грохольский, супруги Пётр и Валерия Янышевы. Коллектив театра гордится своими сотрудниками, не один десяток лет работающими в «Ромэне». Среди них помощник режиссёра Вера Ивановна Белова.

С афишей театра можно ознакомиться на официальном сайте: http://www.teatr-romen.ru

File 257119

File 257123

File 257127

File 257131

File 257135

Сцены из спектакля «Мы - цыгане» с участием Народного артиста СССР Николая Сличенко

File 257139

File 257143

File 257147

File 257151

File 257155

File 257163

File 257159

File 257167

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

Фотографии: Евгений Чесноков и pastvu.com

 

 

RSS-материал