Читайте сообщество культурных блогеров
view counter

Фотопроект «Город на память». 309. Твербуль от Пушкина до Пушкина

evge-chesnokov аватар

Заключительная часть прогулки по Тверскому бульвару начинается возле Театра имени Пушкина и завершается у бронзового памятника поэту.

File 249100

File 249104

Тверской бульвар, № 23 - Московский драматический театр имени А.С.Пушкина открылся в 1950 году в помещении Камерного театра Таирова. Городская усадьба XVII века была приспособлена под театральный зал в 1914 году стараниями архитектора П.Киселёва, а современный облик здание приняло в 1931 году, когда было реконструировано внутреннее пространство и оформлен новый фасад здания.

File 249108

Камерный театр. 1936-1949 гг.: https://pastvu.com/p/260663

File 249112

File 249116

File 249120

File 249124

File 249128

File 249132

File 249136

File 249140

File 249144

File 249148

File 249152

File 249156

File 249160

File 249164

File 249168

File 249172

Сцены из спектакля «Апельсины & Лимоны» (2017). Некогда блистательная театральная актриса Джудит Блисс ушла на заслуженный отдых, но она не мыслит свою жизнь без сцены и превращает в театр собственный дом, а в ролях оказываются родственники и их гости. Такова фабула пьесы Ноэла Коуарда «Сенная лихорадка», которую под названием «Апельсины & Лимоны» поставил режиссёр Евгений Писарев на сцене Театра имени Пушкина. Это бенефис нашей замечательной актрисы Веры Алентовой, готовящейся отметить на сцене свой юбилей.

В театральном мире принято чествовать юбиляра бенефисным спектаклем, поставленным специально для именинника. Режиссёр Евгений Писарев поинтересовался у зарубежных коллег, как в Европе отмечают юбилеи, и получил совет поставить классическую английскую пьесу «Сенная лихорадка», написанную ещё в 1925 году и имевшую оглушительный успех. По традиции главную роль в ней играет одна из именитых актрис.

Сенная лихорадка - устаревший медицинский термин, означающий аллергическую реакцию и не слишком понятный для театрального зрителя. Писарев выбрал для спектакля другое название, от которого автор пьесы в своё время отказался - «Апельсины & Лимоны». Плодоовощная тематика театру более близка, ведь большинство актёров - ещё те фрукты. По жанру это комедия, в которой заняты Борис Дьяченко, Анна Бегунова, Александр Дмитриев, Екатерина Клочкова, Александр Арсентьев, Ирина Петрова, Дмитрий Власкин, Нина Марушина.

File 249176

File 249180

File 249188

«Кармен» (2012). Двадцать четыре актёра из московских драмтеатров воплотили замысел литовского балетмейстера Анжелики Холиной и подтвердили, что талантливые люди способны проявить себя в любых творческих ипостасях. В главных ролях заняты Ольга Лерман, Леонид Бичевин, Алексей Нестеренко.

File 249184

File 249192

Тверской бульвар, № 24 - жилой дом начала XIX века, архитектор О.Бове

File 249196

Тверской бульвар, № 25с6 - «Дом Герцена», известный также как Литературный институт имени Горького. В этом особняке в 1812 году родился писатель и публицист Александр Герцен, позднее здесь открылись литературный салон, считавшийся одним из центров культурной жизни Москвы, и издательство братьев Гранат. В первые годы Советской власти особняк занимали ассоциации пролетарских писателей, а с 1933 года здесь находится основанный Максимом Горьким Вечерний рабочий литературный университет (Литературный институт имени А.М.Горького). Герцен, Гоголь, Белинский, Чаадаев, Блок, Маяковский, Есенин, Платонов, Мандельштам, Паустовский, Розов, Светлов - краткий список знаменитых литераторов, которые жили, гостили, выступали, преподавали в этих стенах. Во дворе Литинститута в 1959 году установлен бюст Герцена (скульптор М.Мильбергер, архитектор К.Сапегин) 

File 249200

Тверской бульвар, № 25 - один из корпусов литинститута, выходящий фасадом на Твербуль

File 249204

File 249208

Тверской бульвар, № 25с7 - административное здание

File 249275

Тверской бульвар, № 27. 1979 год: https://pastvu.com/p/52736  Угол Твербуля и Сытинского переулка занимал квартал городских усадеб, которые к девяностым годам обветшали и стояли с заколоченными окнами, а в наши дни участок превратился в пустырь с несколькими уцелевшими зданиями.

File 249279

File 249212

Тверской бульвар, № 26 - усадьба генерал-адъютанта Ивана Римского-Корсакова, фаворита императрицы Екатерины II (начало XIX века). В советские годы усадебные постройки распланировали под коммунальные квартиры и только в 1974 году в ходе изучения и реставрации усадьбы была обнаружена кладка конца XVII века, роспись XIX века, а комплекс признали памятником архитектуры. В 1990-е годы большая часть усадьбы была бережно отреставрирована, но простояла она недолго. 

File 249216

1995 год: https://pastvu.com/p/108464 По иронии судьбы это иллюстрация из книги Юрия Лужкова с трогательным названием «Мы дети твои, Москва» (1996)

File 249220

Как сообщает сайт Архнадзор http://www.archnadzor.ru/2008/01/09/pushkin-protiv-pushkina/, в 2001 году ансамбль зданий был передан ООО «Кросс Лайн» для дальнейшей реставрации и создания «Культурного центра русской старины». Однако новые владельцы полностью снесли шесть зданий усадьбы, сохранив лишь видоизменённые фасады на Твербуле, и приступили к строительству пятиэтажного ресторанного комплекса. Подлинная русская старина превратилась в подделку, что вполне характерно для периода лужковского мэрства. «Мы твои лицемерные дети, Москва».

File 249223

На переднем плане панорамы - те самые снесённые дворы усадьбы Римского-Корсакова. 1915-1917 гг.: https://pastvu.com/p/16388 Снимок сделан с крыши «Дома Нирнзее» - десятиэтажного дома в Большом Гнездниковском переулке (архитектор Эрнст-Рихард Нирнзее, 1913). Тогда это был самый высокий жилой дом в Москве, прозванный «тучерез». Любопытно, что в том самом 1913 году в Нью-Йорке ввели в эксплуатацию небоскрёб в 57 этажей Вулворт-билдинг, он был рекордным по высоте, но далеко не единственным.

В отличие от американских, российские города росли вширь, а не ввысь. Интересно, что это было: консерватизм властей и архитекторов, отсутствие технологий, недостаток материалов? 

File 249227

Но вернёмся на Твербуль. Так сейчас выглядит оформление фасадов дома № 26.

File 249231

File 249235

File 249239

File 249243

File 249247

File 249251

File 249255

File 249259

File 249263

File 249267

File 249271

File 249283

Пушкинская площадь. 1939 год: https://pastvu.com/p/4641  Идёт реконструкция улицы Горького, а на месте снесённых старых домов на Твербуле вырастет многоэтажный жилой дом № 28 (1939-1941, архитектор А.Мордвинов). Доминирующий прежде «Дом Нирнзее» станет почти не виден.

File 249287

File 249291

Стенды для фотовыставок (кстати, очень качественных по представленному контенту), праздничная иллюминация, «золотой туалет» - так сегодня завершается Твербуль.

File 249295

File 249299

File 249303

File 249307

File 249311

А вооон там за декоративными каменными чашами стоял прежде памятник Александру Пушкину, тот самый Пампуш. Недавно на этом месте установили небольших размеров памятный знак из красного камня с профилем поэта и датами жизни памятника: 1880-1950. То ли знак убирают на зиму, то ли он стал добычей вандалов, но в феврале 2017 года его не было. 

File 249315

File 249319

Страстная площадь. Биржа извозчиков. 1900-1907 гг.: https://pastvu.com/p/15012 Квартал в правой части фотоснимка будет снесён, вместо домов в 1977 году разобьют сквер, который носит неудачное название - Новопушкинский. Логичнее называть сквер Старопушкинским, ведь совсем рядом, в начале Твербуля, стоял памятник Александру Сергеевичу, изваянный скульптором Александром Опекушиным и установленный в 1880 году при огромном скоплении народа. Но по непонятной причине в 1950 году власти перенесли монумент на противоположную сторону улицы Горького (Тверской улицы). В старину бронзовый поэт стоял спиной к бульвару, а после переезда повернулся к нему лицом.

 

Валентин Катаев делится ностальгией в книге «Алмазный мой венец»: «Для людей моего поколения есть два памятника Пушкину. Оба одинаковых Пушкина стоят друг против друга, разделенные шумной площадью, потоками автомобилей, светофорами, жезлами регулировщиков. Один Пушкин призрачный. Он стоит на своем старом, законном месте, но его видят только старые москвичи. Для других он незрим. В незаполнимой пустоте начала Тверского бульвара они видят подлинного Пушкина, окруженного фонарями и бронзовой цепью. А Пушкин сегодняшний для меня лишь призрак».

File 249323

Памятник Пушкину. 1905-1915 гг.: https://pastvu.com/p/8566

File 249327

А вот Пампуш на противоположной стороне Тверской улицы, стоит там, где когда-то возвышалась колокольня Страстного монастыря.

File 249331

File 249335

Страстная площадь. 1930 год: https://pastvu.com/p/1090  На снимке запечатлён Страстной монастырь, основанный в 1654 году царем Алексеем Михайловичем и оказавшийся помехой при реконструкции улицы Горького 1930-х годов.   

File 249339

Пушкинская площадь. 1938 год: https://pastvu.com/p/452542

File 249343

Община Страстного монастыря сохраняет память об утраченной святыне, установив мемориальные знаки.

File 249347

File 249351

File 249355

Вот такая оказалась непростая история Твербуля, горевшего, расстрелянного и перестроенного.

File 249359

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

Фотографии: Евгений Чесноков и pastvu.com

 

RSS-материал