Читайте сообщество культурных блогеров
view counter

«Царь Эдип»: боль и честь античной Греции

evge-chesnokov аватар

12 ноября Театр имени Вахтангова представил премьеру спектакль «Царь Эдип». Может ли греческая драма, написанная Софоклом двадцать четыре века назад, быть актуальной и, главное, понятной зрителю? Да. Римасу Туминасу в очередной раз удалось взглянуть на трагедию с новой, своей стороны. Как? Думаю, тут сошлось все, главная характеристика - «ничего лишнего».

File 231375

За окном снег и пронизывающий ветер, осенняя Москва. Зал и занавес, и вот ты уже в жаркой древней Греции. Голоса хора уже уносят тебя в легенду, где ты сможешь стать свидетелем античной драмы.  

Фивы. В городе бушует эпидемия чумы. На троне царь Эдип – властный и сильный правитель, взошел на престол, женившись на Иокасте после смерти ее супруга царя Лая. Народ, не надеясь на помощь царя, «гордыней поражен тиран», обращается с молитвами к богам, а вечным «что делать?» к оракулам. Предсказание гласит: прогоните убийцу Лая и хворь уйдет из Фив. О пророчестве старейшины города докладывают (поют) царю и начинается античный детектив. Кто виноват, кто же убийца? Узнав о том, как умер царь Лай, Эдип понимает, что он виновник его смерти. Убитый горем, он бросается в объятия своей жены Иокасты. В надежде, что в выводах ошибся он, Эдип посылает за единственным свидетелем смертельной драмы Лая - слугой-пастухом.  Но тут приходят вести о смерти отца Эдипа – царя Полиба. Царь Эдип, хоть и огорчен кончиной отца, но наконец может вздохнуть свободно, предначертанное жрецом «убьешь отца и женишься на матери» не сбылось. Веретено судьбу уж не повернуть вспять. Вестник, который должен был вернуть спокойствие царю, ввергает его в пучину ужаса и боли. Стремление Эдипа узнать свое происхождение, несмотря на предостережения жены, приводит к действительно трагедии. Правда – это больно. Как страшный сон приходит осознание, что пророчество сбылось: царь Лай – его настоящий отец, Эдип убийца, а любимая жена, мать его детей – его мать. Не пережив позора кончает свою жизнь Иокаста. От бессилия и гнева Эдип ослепляет себя. Чтобы прозреть нужно ослепнуть.  

Театр имени Вахтангова удивил. После спектакля ты не сразу вернешься обратно в реальность, а снова и снова стараешься осмыслить увиденное. Режиссерская работа и яркая игра актеров – вот тот ключ к действительно прекрасной постановке.

- Мы должны воскрешать мертвых из забвения, тех людей которых играем. Они где-то там и, если позвать их плохо, они не придут, они не поднимутся, они не улыбнутся нам, – Виктор Добронравов о наставлении актерам театра от Римаса Туминаса на репетиции.

Такой разный Эдип, то царь, то муж, в исполнении Виктора Добронравова, и двуликая Иокаста (Людмила Максакова) - жена-мать.  Удивительно, что при минимуме телодвижений можно столько эмоций передать одним лишь своим видом. Хор старейшин, который является тем мостиком, проводником между этим миром и древностью, в котором выступили артисты Афинского национального театра Греции. На сцене же лишь огромная труба, рог судьбы, каток времени и судеб, жизнь которая закатывает, не щадит никого, но именно этот объект становится движущей силой всего спектакля. «Царь Эдип» - воплощение трагедии о совести и власти.

Я же присоединяюсь к поздравлениям театра с 95 летием и новой премьерой. Творческих успехов, новых спектаклей. 

Текст: Анна Сухарева

 

File 231379

File 231383

File 231387

File 231391

File 231395

File 231399

File 231403

File 231407

File 231411

File 231415

File 231419

File 231423

File 231427

File 231431

File 231439

File 231443

File 231447

File 231435

File 231451

File 231455

File 231459

File 231463

File 231467

File 231471

File 231475

File 231479

File 231483

File 231487

File 231491

File 231495

File 231499

File 231503

File 231507

File 231511

File 231515

Фотографии: Евгений Чесноков и Надежда Сокорева

 

RSS-материал