Читайте сообщество культурных блогеров
view counter

Фотопроект «Город на память». 282. Театр «Et Сetera» и Дом Лансере

evge-chesnokov аватар

Современная архитектура в окрестностях Сретенского бульвара представлена достаточно необычным и спорным зданием, возведённым в 2005 году для театра Александра Калягина «Et Сetera». Тут же, в Бобровом переулке, можно обнаружить и несколько любопытных старинных построек.

File 218612

File 218616

Московский драматический театр «Et Cetera» был основан в 1993 году Александром Калягиным и спустя три года скитаний получил постоянную сцену в конференц-зале одного из зданий на Новом Арбате. Основу труппы составили выпускники калягинского курса Школы-студии МХАТ. Александр Калягин: «Наш театр начался не с идеи, а с талантливого курса Школы-студии МХАТ, который я выпустил в 1990 году. Ребята не разбежались, а стали вместе работать. Сначала без меня. Тогда я еще не помышлял о создании своего театра. Они что-то там репетировали в разных углах Москвы, я им помогал решать организационные проблемы, но для афиши им понадобилось мое имя. Пришлось посмотреть, что они там сотворили. Я провел одну репетицию, потом вторую, появились новые актёрские лица, новые спектакли, и так далее… et cetera… et cetera…»

Вскоре пришли и первые творческие успехи: в сезоне 1999-2000 годов в театре состоялись две знаковые премьеры - «Дон Кихот» Александра Морфова по роману Сервантеса в постановке Александра Морфова и «Шейлок» Шекспира в постановке Роберта Стуруа, ставшие знаковыми событиями в жизни театральной Москвы. Сейчас «Et Cetera» входит в пятёрку самых посещаемых театров Москвы.

В составе нынешней труппы - артисты разных поколений. Среди недавних премьер спектакли «Птицы» Аристофана (режиссёр Глеб Черепанов), «Старшая сестра» Александра Володина (режиссёр Владимир Скворцов), «Сердце не камень» Александра Островского (режиссёр Григорий Дитятковский), «Борис Годунов» Александра Пушкина (режиссёр Питер Штайн), «Ваш Чехов» Анны Артамоновой (режиссёр Анна Артамонова).

В сезоне 2016/2017 главный режиссёр театра Роберт Стуруа готовит громкую премьеру - спектакль «Ревизор» по Николаю Гоголю. Роль Хлестакова в этой постановке исполнит Александр Калягин, а на роль Городничего приглашен артист «Ленкома» Александр Лазарев. Александр Галин ставит спектакль по своей новой пьесе «Лицо». Артист театра Владимир Скворцов уже начал репетировать пьесу Коковкина «Миссис Лев» с Татьяной Владимировой в главной роли. Болгарский режиссёр Александр Морфов намерен осуществить постановку «Декамерона». 

Александр Калягин: «Нужны ли мы сегодня, нужны ли мы этому времени - этот вопрос всё время должен звучать. Нельзя забывать, что человеческое начало никто не отменял: понимание, доброту, терпение, гражданственность...» 

Официальный сайт театра: http://et-cetera.ru

File 218620

File 218624

File 218628

File 218632

File 218636

File 218640

Юшков (Бобров) переулок. 1913 год: https://pastvu.com/p/47422 На этом месте сейчас построен театр.

File 218644

Вызывающе яркое здание театра «Et Сetera» во Фроловом переулке построено Моспроектом-4. «Размашистый постмодернизм а-ля рюс» в историческом центре Москвы вызвал неоднозначную реакцию архитектурных критиков. К примеру, Григорий Ревзин сравнил здание театра со «студенческой работой» и «цирком шапито». А вот по мнению Александра Калягина, это идеальный театр: «театральное здание должно выделяться среди всех других, уже в его архитектурном облике должно быть обещание театрального праздника». В театре два зала - большой на 525 зрительских мест и малый на 150 мест.

Как и архитектурный проект, интерьеры (архитектурное бюро «Левинсон и партнеры») создавались при непосредственном участии Александра Калягина. В фойе и на лестничных маршах лепнина, светильники и украшения под старину причудливо сочетаются с современным декором. Выглядит необычно и оригинально. В зрительном зале то же ассорти, даже зрительские кресла одиннадцати стилей смонтированы вперемешку. На многообразие жанров намекает и само название театра: Et Сetera переводится с латыни как «и так далее».

По свежей информации, городские власти дают добро на возведение второй очереди театрального здания. Для строительства будет использована пустующая площадка, зелёная лужайка на пересечении Сретенского бульвара и Мясницкой улицы. 

File 218648

File 218656

File 218660

File 218664

File 218668

File 218672

File 218676

File 218680

File 218684

File 218688

File 218692

File 218696

File 218700

File 218740

File 218704

Из окон театральной башенки открывается панорама на Бобров переулок. На переднем плане - бывшее доходное владение А.Бирюковой-Валериановой, ставшее библиотекой-читальней имени Тургенева. 

File 218708

File 218716

File 218712

Бобров переулок, № 6, строения 1 и 2 - здания построены в 1895 году по проекту архитектора Адольфа Кнабе на территории усадьбы дворянского рода Петрово-Соловово. Позднее дома не раз реконструировались, в советское время планировку переделали под коммунальные квартиры. В 1993 году строения передали библиотеке-читальне имени Тургенева. В процессе реставрации фасадов XIX века были раскрыты формы первоначального объёма рубежа XVII—XVIII веков на парадном дворовом фасаде, восстановленные и включённые в поздний фасад здания. Здание слева занимает Федеральная нотариальная палата.

File 218720

Бобров переулок, № 4 - бывшая городская усадьба Н.Скворцова, бывшее доходное владение И.Ускова. Здание предположительно построено в середине XVIII века, в конце XIX века здесь находилась редакция газеты «Русские ведомости».

File 218724

File 218728

File 218732

Бобров переулок, № 2 - доходный дом Акционерного общества Н.Феттер и Е.Гинкель (архитектор В.Дубовской, 1915-1917) в стиле готического модерна. Говорят, что если бы не начавшаяся Первая Мировая война, то этот дом по красоте фасада мог бы соперничать с соседним Домом Страхового общества «Россия». Но в условиях военной экономики бюджет строительства урезали. Дом начали возводить без первоначальных рыцарей и львов со щитами на фасаде. 

Ну а потом грянула Октябрьская революция. В 1924 году незавершённое здание было реконструировано по проекту А.Калмыкова, а в 1930-е годы надстроено двумя этажами. В 1920-1930 годах в здании размещался клуб «Красный деревообделочник». Частенько Дом Феттер-Гинкель называют Домом Лансере по фамилии его выдающегося жильца Евгения Лансере. Он был академиком, известным советским художником, среди работ Лансере - оформление зрительного зала Большого театра, роспись плафонов Казанского вокзала и гостиницы «Москва». На фасаде можно увидеть сразу две мемориальные доски в честь художника, в квартире с именной табличкой ныне проживает третье поколение Лансере.

Почитать об этом доме можно в Живом журнале: http://moscow-gothica.livejournal.com/9235.html

File 218736

File 218744

File 218748

File 218752

File 218756

File 218760

File 218764

File 218768

Подъезды в доме разные, есть парадные подъезды с консьержами и сохранившимися гербами на перилах, а есть чёрный ход с отключенным лифтом, с мастерскими и сквотами в бывших коммуналках.

File 218772

File 218776

File 218780

File 218784

File 218788

File 218792

File 218796

File 218800

File 218804

File 218808

File 218812

Панорамы из окон Дома Лансере

File 218816

File 218820

File 218824

File 218828

File 218832

File 218836

В мае 2012 года из двора Дома Лансере стартовала акция «Прогулка с художниками», которую организаторы назвали также Кочевым музеем современного искусства. В прогулке по бульварному кольцу приняли участие Юрий Самодуров, Марина Звягинцева, Сергей Катран и другие художники, показавшие горожанам свои произведения. 

File 218840

File 218844

File 218848

File 218852

File 218856

File 218860

File 218864

File 218868

File 218872

А в 2016 году Бобров переулок стал ареной масштабных работ по ремонту и благоустройству.

File 218876

File 218880

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

Фотографии: Евгений Чесноков

 

RSS-материал