Город на память
view counter

Прогулки с Волками. Данилов монастырь и церковь Рождества Пресвятой Богородицы

evge-chesnokov аватар

Мотопаломники клуба «Ночные Волки» продолжили своё путешествие, посетив Свято-Данилов монастырь (Даниловский монастырь) - мужской монастырь, основанный в 1282 году на месте, где по преданию, некогда существовала обитель, заложенная на рубеже XIII и XIV веков московским князем Даниилом Александровичем, младшим сыном князя Александра Невского. 

File 143843

File 143847

File 143851

Согласно преданию, в Даниловом монастыре в 1300 году учреждена первая в Московском княжестве архимандрития, затем обитель была переведена к Спасу на Бору и именовалась Спасским монастырём. Нынешний монастырь был основан царём Иваном IV Грозным в 1560 году предположительно на месте бывшего монастырского некрополя. Первые документальные сведения о землевладении Данилова монастыря относятся к 1785 году, тогда ему принадлежали 18 десятин земли. Со временем владения увеличились в десять раз, монастырь обнесли крепостной стеной с семью башнями, что не спасало от разграбления французскими войсками и потом большевиками-богоборцами, которые в первые годы советской власти разобрали колокольню, уничтожили некрополь и открыли на территории изолятор НКВД для детей  репрессированных. 

Любопытно, что Свято-Данилов монастырь вернули Церкви в 1983 году, ещё до начала горбачёвской перестройки, были проведены реставрационные работы исторических зданий и построены новые - резиденция Священного Синода и Патриарха (здесь проводятся заседания Священного Синода), гостиница, административное здание, часовни. Современный Данилов монастырь имеет статус ставропигии, то есть его настоятелем является правящий епископ Москвы — Патриарх Московский и всея Руси. Богослужения совершаются ежедневно. При монастыре действуют воскресная школа, катехизические курсы для взрослых, издательство «Даниловский благовестник», экскурсионная служба и церковные мастерские.

Историческую часть архитектурного ансамбля составляют Храм Святых отцов семи Вселенских соборов (XVII—XIX века), перестраивавшийся на протяжении нескольких веков. В его основании церковь Покрова с северным приделом пророка Даниила (1650—70-е годы). Верхний «летний» храм возведён в 1729—1730-х годах в несколько запоздалых для этого времени формах московского барокко, а в 1752 году над западным притвором и папертью нижнего храма была поставлена ярусная церковь Даниила Столпника. Таким образом сложилась уникальная для московской архитектуры композиция — два верхних храма на одном нижнем.

Троицкий собор (1833—1838 годы) оформлен на фасадах тосканскими портиками и завершён купольной ротондой, построен по проекту архитектора Осипа Бове в строгих формах московского ампира.

Ярусная церковь-колокольня Симеона Столпника в стиле барокко возведена в 1731—1732 годах над Святыми воротами (1681 год).

Настоятельские покои (1828)

Братский корпус (1869)

Здание бывшей общемонастырской больницы Московской епархии (1890)

File 143855

File 143859

File 143863

File 143867

File 143871

File 143875

File 143879

File 143883

File 143887

File 143891

File 143895

File 143899

File 143903

File 143907

Следующая остановка - на Восточной улице, у стен Симонова монастыря.

В 1370 году на месте нынешней церкви Рождества Пресвятой Богородицы Феодором Симоновским был основан Симонов монастырь, в котором построена деревянная церковь, но уже в 1379 году монастырь был переведён на новое место. В 1509—1510 годах вместо деревянной была построена каменная одноглавая церковь. В 1785—1787 годах вместо деревянных построены каменные трапезная и колокольня, в трапезной устроены два придела - Св. Николая и Св. Сергия, а в Сергиевском приделе в 1870 году установлено чугунное надгробие Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби.

Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Родион Ослябя.

По заведённому обычаю сражения в те времена начинались с поединка на копьях. Татары отрядили признанного поединщика Челубея, чьё копьё было гораздо длиннее обычного. Вступая с ним в бой, противник не мог даже дотянуться своим копьём до Челубея, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл на самопожертвование, сняв с себя доспехи и оставшись лишь в одной Великой схиме (монашеской накидке с изображением креста). Сделал он это для того, чтобы копьё врага, пронзив его тело, не успело вышибить из седла и тогда он смог бы нанести удар сам. Получив смертельную рану, Пересвет поразил Челубея и продолжал оставаться в седле, он смог сам доехать до строя и только там умер. В Куликовской битве пал и Родион Ослябя.  

Оба воина были похоронены рядом с деревянным храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. В XVIII веке при разборе старой колокольни строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей, это означало, что под ними покоятся монахи или воины. Под надгробиями были обнаружены саркофаги Пересвета и Осляби. По другой версии, могилы двух героев Куликовской битвы так и не были найдены. Пересвет и Ослябя причислены Русской Православной Церковью к лику Святых.

В 1928 году церковь Рождества Пресвятой Богородицы была закрыта большевиками, чугунное надгробие героев былых времён отправили на переплавку. Вокруг выросли корпуса завода «Динамо» и церковь стали использовать в качестве производственного помещения. Уже в наши дни завод прекратил существование, церковь вернули верующим, а на восстановленной колокольне зазвонил «Пересвет» - колокол весом 2200 килограмм - дар от губернатора Брянской области, с родины героев-иноков Пересвета и Осляби. Храм полностью отреставрирован, восстановлена настенная живопись, иконостасы, интерьер. Во дворе можно увидеть и печальное наследие советской власти: разбитый колокол и куски кладбищенских могильных плит, распиленных на бордюрный камень.

File 143911

Завод «Динамо»

File 143915

File 143919

File 143923

File 143927

File 143931

File 143935

File 143939

File 143943

File 143947

File 143951

File 143955

File 143959

File 143963

File 143967

File 143971

File 143975

File 143979

На этом московская часть паломничества завершилась и мотоциклисты отправились в путь в Троице-Сергиеву Лавру.

File 143983

Фотографии: Евгений Чесноков

RSS-материал