Город на память
view counter

СОВЕТСКИЕ БУКВЫ. Фотограф Валерий Плотников

evge-chesnokov аватар

Журнал "Аврора" опубликовал очерк о творчестве "молодого фотографа Валерия Плотникова":

"Появление фотографии в середине прошлого столетия показалось художникам катастрофой; живописец Делярош, зайдя в ателье фотографа Надара, воскликнул: Отныне живопись умерла! Живопись, конечно, не умерла, но и фотография уже давно стала искусством. Есть фотографы-репортёры (их искусство - мгновенно схваченная кульминация событий); есть фотографы, приближающие снимок к графике или живописи. Валерий Плотников, пожалуй, фотограф-режиссёр. Он задумывает фотографию как постановку. Вглядываясь в предмет, он открывает атмосферу, в которой обнажились бы черты его особой жизни; он придумывает платье - как раз то, которое усилило бы образ. Он и художник-декоратор, и сочинитель планировок (иногда нужно снимать на натуре, иногда важна жизненная среда, иногда - просто пустое пространство).

 

Съёмка - лишь последняя деталь, и не самая главная. Валерий Плотников замышляет фотографию, всматривается в выбранного им человека, вглядывается в труд людей, в фактуру ткани, в объём вещи. Плотников по образованию кинооператор, выпускник ВГИКа,- он знает, что нельзя снимать жизнь с одного уровня. Он понимает, когда необходимы крупный план, время и покой, чтобы заглянуть в человеческие глаза, и когда на мгновение должны пронестись лишь смазанные в движении общие черты, контуры. Искусство фотографии для него - постановка фильма, который приходится снимать по одному кадру, но каждый из них - сцена, сюжет, действие; это кадры очень длинной ленты, название которой - жизнь.

Григорий Козинцев"

Журнал "Аврора" № 10, октябрь 1973 г. с.57-58.

Очерк о фотографе Валерии Плотникове стал одной из последних публикаций Григория Михайловича Козинцева, знаменитого режиссёра, автора многих книг о театральном искусстве. Хотя в 1973 году Плотникову стукнул тридцатник, профессионально снимать он начал в 1969 году. А его талант в полной мере раскрылся в 1970-1980-е годы. Тщательно подготовленные фотосессии с легендами театра и кино сохранили их образы, черты характера. "Фотографии Плотникова — это галерея современников, где неукротимое движение талантов остановлено волей мастера в единственный и неповторимый момент. Персонажи галереи не то, что позволяют нам себя лицезреть, не то, что позируют, как извечно принято на фотографиях. Эти люди сами нас рассматривают,"- говорится в аннотации к его альбому "Чистосердечная фотография - моментальная и навек". Пожалуй, самые растиражированные и известные снимки Плотникова - это фотосессия Владимира Высоцкого и Марины Влади в лаконичном интерьере, из декораций в кадрах только большие кубики, на которых разместилась влюблённая пара. Посмотреть фотографии и почитать статьи о Валерии Плотникове можно на его сайте: http://www.fotoplotnikov.ru/

 "Аврора" — литературно-художественный журнал, ежемесячно выходил с июня 1969 в Ленинграде, являлся органом печати ЦК ВЛКСМ и Союза писателей РСФСР. Сайт журнала "Аврора": http://www.aurora69.ru/ 

Старые журналы листал Евгений Чесноков: http://evge-chesnokov.livejournal.com/, http://www.facebook.com/evge.chesnokov, http://vk.com/id11270471, информпортал ЯМОСКВА

Избранное из советской прессы на ЯМОСКВЕ: http://www.yamoskva.com/taxonomy/term/180

RSS-материал