Фотопроект «Город на память». 368. Кузьминки музейно-экологические

evge-chesnokov аватар

В финальном сюжете про усадьбу Кузьминки и окрестности вас ждёт познавательная прогулка с экологом Виктором Путиловым и экскурсии по Музею русской усадебной культуры, Московскому литературному музею-центру Константина Паустовского, Музею индустриальной культуры.

File 307441

ГПБУ «Мосприрода» проводит в столичных парках природно-исторические экскурсии, лекции о биоразнообразии, творческие мастер-классы, экологические квесты, спортивные мероприятия, концерты и кинопоказы. Маршрут по парку «Кузьминки-Люблино» интересен тем, что тематически включает в себя сразу несколько экскурсий. Это познавательный орнитологический объект «Утиный остров», дендросад, вольерный комплекс и пасека, о которых всё знает специалист по экологическому просвещению отдела экологического просвещения и учета животных ГПБУ «Мосприрода» Виктор Путилов.

File 307445

File 307449

File 307453

File 307457

File 307461

File 307465

Когда-то владельцы усадьбы Кузьминки князья Голицыны держали здесь большой птичий двор с такими экзотическими птицами, как павлины, индюки, голуби редких пород. Их всех перестреляли наполеоновские солдаты, когда заняли усадьбу в 1812 году и позднее владельцы Кузьминок не разводили птиц. Ныне здание птичника восстановлено, это постройка в стиле классицизма с флигелями и колоннадой, где и стояли клетки с птицами.

Орнитологический объект, который называют «Утиным островом» - это небольшой рукав Щучьего пруда, по воде которого плавают домики, где утки отдыхают и приводят себя в порядок, потому что им надо время от времени вылезать из воды и смазывать оперение жиром. Здесь обитают самые распространённые в Москве утки - кряквы, принадлежащие к числу так называемых речных уток. Осенью селезни отличаются ярко-зелёными головами, а самочки неярко окрашены, но так они выглядят не всегда. В середине лета все кряквы серенькие и узнать пол можно лишь по окраске клюва - жёлто-зелёному у самцов и красно-коричневому у самок. От других видов уток кряквы отличаются синей полоской на крыле, называемой «зеркальце».

Добывая пищу в пруду, кряква опрокидывается в воду вниз головой, оставляя на поверхности лишь хвост, но не может долго оставаться в таком положении и быстро выскакивает из воды. Зимой, в середине января, в городе проводится учёт уток и на природной территории «Кузьминки-Люблино» на полыньях насчитали 1000 уток, а всего в Москве их 39 тысяч, и это, в основном, кряквы.

Огарь - утка, живущая в степях. Огарей много лет разводили в Московском зоопарке и, когда в 1945 году им перестали подрезать крылья, утки разлетелись по всей Москве, но зимовать они возвращаются на пруды зоопарка. Эту утку нетрудно узнать по ярко-рыжей окраске тела и светлой голове. Огари меньше других уток связаны с водой и в городе их можно увидеть даже на крышах высоких домов. Иногда горожане называют огаря «уткой-рыжухой» - это не научное, а местное название, но вполне употребимое. Огари не терпят возле своих гнёзд других уток и прогоняют подальше, пользуясь превосходством в росте и весе.

Красноголовый нырок, гоголь обыкновенный, хохлатая чернеть встречаются в Кузьминках гораздо реже, во время зимовки или на перелёте. В советское время на прудах держали лебедей, это агрессивные птицы, которые даже людям могли нанести увечье.

File 307469

По легенде, этот дуб посадил Пётр I, поэтому дерево принято называть Петровским дубом. Но это лишь легенда. Возле дерева сохранились остатки фундамента дореволюционной чугунной стелы, на которой была надпись о том, что на этом месте стоял домик, где останавливался царь Пётр. Что касается собственно дерева, то его внесли в реестр старовозрастных деревьев и специалисты определили точный возраст - дуб посажен в 1813 году. Для определения возраста живого дерева эксперты используют инструмент, который называют возрастным буравом. С его помощью вынимается трубочка древесины, древесный керн, на котором по полоскам можно посчитать возраст дерева. На старинном дубе можно увидеть два вида древесных грибов, но с ними практически невозможно бороться.

Берёза и сосна - самые распространённые деревья в Кузьминках. Как и в других московских парках, им на смену приходят липы и клёны, как наиболее устойчивые к загрязнённой городской среде. Во всех парках такая тенденция.

File 307473

В Кузьминках была реализована программа по инвентаризации всех деревьев парка - эти красные метки указывают порядковый номер. Точное число наш собеседник затруднился назвать, так как эта работа непрерывная - некоторые деревья утолщаются до размеров взрослого дерева, а какие-то погибают. «Взрослым», подлежащим фиксации, считается дерево с диаметром ствола шесть сантиметров.

Вольерный комплекс включает в себя мини-зоопарк, дендросад и демонстрационную пасеку. В зоопарке содержатся свыше 40 голов домашних и диких птиц. Это летний птичник, а в зимнее время обитатели вольеров переселяются в тёплый питомник, чтобы весной вернуться сюда на всеобщее обозрение. Здесь можно увидеть, например, китайского гуся - одного из двух видов одомашненных гусей. Европейцы одомашнили серого гуся, а китайцы - гуся-сухоноса. Его можно опознать по крупной шишке над клювом и тёмной полосе по всей спине. Разводить гусей выгодно, потому что для питания им требуется больше травы, чем зерна. Обычно птицы держатся стаями и при приближении человека громко кричат - наверное, помните легенду, как гуси спасли Рим, подняв шум и не позволив врагам захватить город врасплох. Проверить правдивость этой истории можно в Кузьминках - достаточно подойти поближе к вольеру и возбуждённые птицы сразу начнут кричать.

File 307477

File 307481

File 307485

File 307489

File 307493

В мини-зоопарке содержатся по паре разных видов фазанов - семиреченский, зелёный, охотничий, серебряный, золотой и алмазный. Фазаны - ближайшие родственники кур и относятся к отряду куриных. Их приручили ещё древние греки, впервые встретившие этих птиц на реке Фазис (ныне река Риони в Грузии). Самцы отличаются ярким оперением, а самки гораздо скромнее, потому что им надо прятаться от хищников, выращивая потомство. Живут они в зарослях камыша, тростника или кустарника. Периодически птицы взлетают вертикально вверх, чтобы заметить приближение хищника или охотника.

File 307497

В парке по пути нам встретилось несколько белок, а вот в вольере бельчатника было тихо. Как объяснил Виктор Путилов, белки наелись с утра, побегали в колесе и сидят в домиках, пока не проголодаются. Хотя их регулярно кормит человек, инстинкт накопления пищи сохраняется, и белки создают запас орехов в домике. Белки должны стачивать постоянно растущие зубы, поэтому сотрудники дают им не только очищенные орехи, но и орехи в скорлупе. Иначе основные резцы не будут стачиваться, рот не сможет закрываться и животное погибнет. Зимой белка носит серенькую, более тёплую, шубку, которая к лету линяет и сменяется менее жаркую рыжую шкурку.

File 307501

У обитателей вольеров есть некоторые преимущества перед дикими сородичами: здесь нет естественных врагов, что увеличивает среднюю продолжительность жизни. Им не нужно добывать пропитание, ведь сотрудники обеспечивают животных всей необходимой пищей, а за здоровьем следит ветеринар. Опасность может исходить лишь от посетителей, которые пренебрегают правилами поведения в зоопарке. К примеру, коз нельзя кормить печеньем, сушками или баранками. В Козьем домике содержатся 2 разных вида коз и одна овца- эти одомашненные животные издавна дают человеку и мясо, и молоко, и шерсть.

File 307505

File 307509

File 307513

File 307517

File 307521

В дендрарии представлены деревья и кустарники как с привычными названиями - вяз мелколистный, слива домашняя, ясень обыкновенный, калина красная, пихта сибирская - так и растения с названиями причудливыми, например, спирея Вангутта. Флора разных регионов размещена очень компактно и наглядно, неизбежно вызывая на сравнение просторы Зарядья, где вроде бы ландшафт воссоздан, но непонятно, что это такое растёт, это нечто ценное или травка, на которой можно поваляться в жаркий день. По мнению Виктора Путилова, в парке Зарядье работают очень сильные биологи, которые высадили разнообразный видовой ассортимент растений, но не везде учли антропогенную нагрузку (проще говоря, толпы бесконтрольно гуляющих горожан). На мой взгляд, если есть желание увидеть всё многообразие отечественной флоры - то лучше отправиться в один из московских ботанических садов или дендрариев.

На демонстрационной пасеке около сорока ульев и в каждом обитает одна пчелиная семья, которая живёт как единый живой организм. Главная пчела в каждом улье - матка, ежедневно откладывающая несколько сотен яиц, из которых выводятся рабочие пчёлы и трутни, существующие только для размножения и к зимовке изгоняемые из улья. Матка живёт в среднем пять лет, а рабочие пчёлы всего около 47 дней в летний период. Они строят соты, вынянчивают потомство, охраняют улей, летают за нектаром, перерабатывают его в мёд.

File 307525

File 307529

File 307533

В определённый период жизни на брюшках рабочих пчёл выделяются крохотные пластиночки воска, которые они друг другу пережёвывают и лепят из этого воска идеально правильные, геометрически выверенные, шестигранные ячейки с оптимальной толщиной и глубиной. Это инстинкт. Как и другой инстинкт - общение пчёл между собой: во все стороны на поиски нектара летят разведчицы, а когда они возвращаются - начинают «танцевать». В их «репертуаре» свыше 170 фигур танца. И по этому танцу другие пчёлы понимают, куда именно надо лететь, на какое расстояние и какие там цветки. А зимой пчёлы собираются в клубок - в «клуб», в середине которого располагается матка и температура в центре поддерживается до 30 градусов тепла. Насекомые постоянно двигаются, меняются местами, причём весь клубок перемещается по сотам сначала снизу вверх, а затем от передней стенки к задней, поедая при этом мёд. Главная задача зимних рабочих пчёл это дожить до весны и начать выкармливать новое поколение.

Описание объектов и афишу мероприятий можно найти на сайте ГПБУ «Мосприрода»: http://mospriroda.ru/where_to_go/territorii/prirodnaya_territoriya_kuzminki_lyublino/

File 307537

Кузьминки - это не только прогулки по живописным берегам Кузьминских прудов и не только развлечения в парке культуры и отдыха, но и несколько образовательных музейных проектов. В старинном голицынском Служительском флигеле развёрнута постоянная экспозиция Музея русской усадебной культуры, а на Конном дворе проходят тематические выставки. 

File 307541

File 307545

Служительский флигель, где с 1999 года находится Музей русской усадебной культуры, - это второе из четырёх зданий местности, называемой в голицынские времена Слободкой. В крайнем доме жили священнослужители Влахернского храма, во втором - Служительском флигеле – проживали работники Голицыных, в третьем по счёту располагалась прачечная, а в четвёртом - больница. Слободка по периметру была огорожена стеной, от которой сохранился лишь фрагмент.

File 307549

Сергей Михайлович Голицын известен как крупнейший московский благотворитель: он был директором двух больниц, почётным опекуном Воспитательного дома, на его деньги строился храм Христа Спасителя, он возглавлял Комитет попечительства о тюрьмах. И Служительский флигель для своих работников он построил с заботой о людях - каменным, с печами, рассчитанным на семейное проживание. Здесь жили 14 семей дворовых людей. И в больнице работали очень хорошие врачи. Дети крепостных крестьян ходили в школу и бесплатно лечились, а взрослые получали профессиональное образование цирюльников, башмачников, портных, поваров.

Когда-то здесь шумел сосновый бор, протекала речка Чурилиха, а на ней стояла старая водяная мельница. Да и вся местность изначально называлась Мельница. Двойное название села Влахернское-Кузьминки появилось с постройкой Влахернского храма во второй половине XVIII века.

File 307553

File 307557

Даже хозяйственные постройки имения относят к шедеврам архитектуры, потому что строилась усадьба по проектам одного из самых известных архитекторов Доменико Жилярди. Достаточно взглянуть на огромный Скотный двор. Современники шутили, что литр молока у Голицына стоит дороже литра шампанского, ведь он на кораблях привозил из-за границы самых лучших и дорогих коров. Даже кухня была построена в египетском стиле.

После Октябрьской революции последний владелец Кузьминок был арестован, а усадьба перешла в государственную собственность. В 1918 году из Петрограда в Подмосковье было эвакуировано серьёзное учреждение - Институт экспериментальной ветеринарии, занимавшийся инфекционными заболеваниями животных. Ветеринарам были переданы все усадебные постройки под размещение лабораторий, административных и хозяйственных служб, для проживания сотрудников. На старых фотоснимках советского периода Кузьминки выглядят печально. Лишь в 1950-е годы предпринималась попытка изучения культурного наследия усадьбы и тогда же был отреставрирован Западный флигель господского дома. 

Сам господский дом полностью сгорел в 1916 году во время сильного пожара и позднее на его месте архитектор Торопов построил институтский корпус в стиле «сталинского ампира». Но, пожалуй, самая тяжёлая утрата - это демонтаж и переплавка многочисленных чугунных украшений - въездных ворот, парковой мебели, фонарей, павильона императрицы Марии Фёдоровны и чугунного моста-«трясучки». Были уничтожены и памятники всем императорским особам, когда-либо гостивших в Кузьминках - Петру I, Николаю I, Марии Фёдоровне. Была обезображена Влахернская церковь, в которой обустроили общежитие, потом Дом культуры, автобусная диспетчерская станция, а священника сослали на лесозаготовки. Ещё один страшный штрих: Сергей Голицын очень любил усадьбу и завещал себя похоронить в этой церкви - его могилу попросту выкинули.

Но вернёмся в наши дни. Музей русской усадебной культуры является отделом музейного объединения «Музей Москвы» http://mosmuseum.ru и самая первая экспозиция была предоставлена Музеем Москвы. К 300-летию усадьбы Влахернское-Кузьминки открылась обновлённая выставка, в которой можно увидеть подлинный портрет князя Голицына, попону (сейчас находится на реставрации), нож для разрезания бумаги из письменного прибора и другие раритеты голицынских времён.

Помимо традиционных экскурсий, здесь организовывают специальные программы для детей и для взрослых «Салон князей Голицыных», ближайшие салоны будут 11 и 18 февраля. В эти дни посетители могут ощутить атмосферу того времени, почувствовать себя частью истории. 

Такие программы посвящены праздникам - Масленице, Пасхе и владельцам усадьбы - семье Голицыных, дачной жизни второй половины XIX века. Когда весной расцветает музейный дворик, проводится салон «Язык цветов». Салоны состоят из познавательной части и развлекательной с играми и шарадами, в залах звучит музыка той эпохи, гостей приглашают на чай из самовара с голицынским печеньем.  

В программе «Живые картины» сотрудники музея предстают перед посетителями в образах персонажей, имеющих отношение к истории усадьбы. В кабинете можно познакомиться с владельцем усадьбы Кузьминки, в бальной зале узнать, как проходили маскарады и балы, а в столовой откроются секреты приготовления старинных блюд. В частности, на господский стол подавалась рыба, выловленная в Кузьминских прудах, - стерлядь, щуки, налимы, а в теплицах и оранжереях даже в феврале созревали более 600 ананасов. В Померанцевой оранжерее выращивали лимоны, апельсины и горькие апельсины - померанцы.

В завершении салона посетители получат небольшой подарок, это может быть старинный рецепт или предсказание оракула в форме маленького письмеца. Такие мелочи придают особое очарование тому времени. Дресс-код в музейных салонах не предусмотрен и в XVIII век можно запросто заглянуть в современной одежде.

File 307561

File 307565

File 307569

File 307573

File 307577

File 307581

File 307585

File 307589

File 307593

File 307597

File 307601

В доме, где при Голицыных жил главный садовник усадьбы, с 1987 года размещается Московский литературный музей-центр Константина Паустовского http://www.mirpaustowskogo.ru. Общественный «Музей К.Г.Паустовского» вырос из школьной экспозиции, созданной в 1975 году учениками школы № 456 г. Москвы под руководством учительницы литературы Зои Квитко. Экспонаты для первой выставки школьники собирали в экспедициях по местам, связанным с жизнью и творчеством писателя (Солотча, Севастополь, Одесса, Ленинград, Киев, Таруса, Рязань, Москва, Московская область).

В 1993 году бывший школьный музей получил статус государственного учреждения культуры, которое проводит постоянную работу по пополнению и научной систематизации фондовой коллекции, изучению жизни и литературного наследия писателя, издаёт журнал «Мир Паустовского». Для детей и взрослых сотрудниками музея разработана культурно-образовательная программа, в рамках которой проводятся тематические экскурсии, лекции и литературно-музыкальные вечера.

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) считается классиком русской литературы, его книги переведены на многие языки мира, повести и рассказы Паустовского вошли в советских школах в программу по литературе. На его глазах происходили революционные события, в тридцатые годы качестве журналиста газеты «Правда» Паустовский много путешествовал по стране, в Великую Отечественную служил военкором на Южном фронте, после войны жил в Москве и в Тарусе, побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и других странах.

«С детских лет мне хотелось увидеть и испытать все, что только может увидеть и испытать человек, - писал Константин Паустовский в автобиографии. - Почти каждая моя книга — это поездка. Или, вернее, каждая поездка это книга. Жизнь всегда кажется мне смертельно интересной во всех своих аспектах. Этим, очевидно, и объясняется, что я с одинаковой охотой обращаюсь к самым разнообразным темам и жанрам — к рассказу, повести, роману, сказке, биографической повести, краеведческому очерку, к пьесе, статьям и сценариям».

В наши дни читатели чаще отдают предпочтение лёгкой развлекательной литературе и музей-центр в Кузьминках восполняет этот пробел, знакомя горожан с творческим наследием советского писателя, дважды выдвигавшегося на Нобелевскую премию. Место для музея выбрано достаточно случайно, ведь Паустовский никогда не жил на «Серой даче», возможно, и в Кузьминках не бывал. С другой стороны, этот уютный домик в лесопарке удачно выбран для размещения музея литератора, так трепетно любившего русскую природу. В экспозиции можно ознакомиться со всеми периодами творчества Паустовского, причём дизайн комнат выполнен очень профессионально, зрелищно представляя экспонаты.

File 307605

File 307609

File 307613

File 307617

File 307621

File 307625

File 307629

File 307633

File 307637

File 307641

File 307645

File 307649

File 307653

File 307657

File 307661

File 307665

File 307669

На окраине парка Кузьминки в старом складском ангаре спрятался Музей индустриальной культуры. Но о нём многие знают и рекомендуют посетить это место друзьям и знакомым, тем более, что вход в музей всегда бесплатный. Уникальность проекта в бескорыстном желании сохранить для детей и внуков воспоминания о нашей недавней истории.

Добраться до музея удобнее от станции метро «Волжская» по тропинке вдоль Люблинских прудов. 

File 307673

File 307681

На улице Заречье помимо Музея индустриальной культуры расположены Учебно-спортивный центр ДОСААФ и Конно-спортивная база «Кузьминки-Люблино» детско-юношеской школы «Смена». Но ещё в советские годы на окраине лесопарка появились режимные объекты, про которые местные жители могут рассказать немало жутких легенд. По одной из них, ближе к Шибаевскому пруду в 1920-е был оборудован Первый испытательный военно-химический полигон РККА, где проводились исследования отравляющих веществ, включая печально известный по Первой Мировой войне иприт. По другой версии, на этом месте находились лаборатории и скотомогильник Всесоюзного института экспериментальной ветеринарии и в земле до сих пор могут оставаться не только радиоактивные отходы, но и останки животных, умерших от сибирской язвы. Другой объект горожане идентифицируют как подземный завод, где под вывеской «Овощная база» проводились испытания и сборка ракетных двигателей.

В наши дни эти территории остаются запретной зоной, хотя сталкеры с фотоаппаратами успели побывать на объектах и выложили в интернет снимки заброшенных складов, мастерских с ржавым оборудованием и помещений с пыльным и битым лабораторным стеклом. Прошли времена, когда городская окраина казалась удачным местом для размещения лабораторий, и столичным властям неплохо бы завершить вывод из Москвы этого «беспокойного хозяйства». За примерами далеко не надо ходить: упоминавшийся выше институт ВИЭВ относительно недавно освободил усадьбу Голицыных, в которой размещался с 1918 года.

File 307685

Ну а Музей индустриальной культуры https://museum-ic.ru открылся поначалу под крылом газеты «АвтоРевю» и назывался Музей экипажей и автомобилей. У него тогда был бюджет, была получена исходно-разрешительная документация по проекту строительства нового здания, но в какой-то момент главный редактор отказался от музея. Сотрудник «АвтоРевю» Лев Железняков уволился из газеты и реанимировал самобытный музейный проект без финансирования и без прав на эту территорию. Местные власти, Департамент культуры и Департамент земельных отношений города Москвы пошли навстречу и дали время на поиски нового инвестора, которые продолжаются с 2010 года.

Варианты инвестирования предлагались, но они не укладывались в формат народного музея. Инвестору интересно вкладываться в проекты, способные приносить отдачу как можно скорее и как можно больше. А изюминка Музея индустриальной культуры в том, что это музей воспоминаний, экспонаты сюда передают сами горожане и посмотреть всё это можно бесплатно. С тех пор изменилось земельное законодательство и земля теперь предоставляется не префектурой решением комиссии, а по условиям тендера. Кадастровая стоимость этого участка 106 миллионов и торги будут проводиться исходя из стоимости этой территории, сводя шансы музея к нулю. 

Насколько качественную продукцию выпускала отечественная промышленность? - спросил корреспондент ЯМОСКВЫ у директора музея Льва Железнякова:

«Плановая экономика давала стабильную загруженность предприятий и трудоустройство населения. На тот период это был единственно возможный вариант. Крупные промышленные центры в СССР сформировались в столицах союзных республик, были налажены партнёрские отношения с социалистическими странами. Болгария поставляла овощи и электропогрузчики, Венгрия - автобусы, Чехословакия и Румыния - мебель, одежду и обувь, ГДР - электронику, вагоны, теплоходы. Что-то было лучше у нас, что-то у партнёров по Совету экономической взаимопомощи. 

Но у системы государственного планирования имелся большой недостаток - отсутствие конкуренции, и заводы не были заинтересованы в улучшении и обновлении своей продукции. После распада Союза и заводы были, и оборудование было, персонал квалифицированный, но инициативу задушило налоговое бремя. Возник большой перерыв, когда наша промышленность не работала, и сейчас восстанавливать сложно, приходится всё начинать с нуля. Ушло поколение профессиональных токарей, фрезеровщиков и мастеров других рабочих специальностей, сейчас возникла большая кадровая проблема».

Многие экспонаты музея можно было увидеть в каждом доме, а некоторые раритеты вызывают вопросы: «что это, откуда, как работает?» и сотрудники постараются удовлетворить любопытство посетителей.

File 307689

Ротатор - предшественник ксерокса, устройство трафаретного способа действия, способное печатать небольшие тиражи. Сначала в обычную пишущую машинку заправляли вощёную бумагу и печатали нужный текст - бумага пробивалась, получался трафарет. Трафарет устанавливали в ротатор, заливали краску и вращали рукоять барабана, получая на белой бумаге оттиск. Ротатор был изобретён в конце XIX века и использовался очень долго, пока ему на смену пришли ризографы. В музее представлен чешский ротатор Циклос выпуска шестидесятых годов, списанный из Пролетарского райсовета.

File 307693

Микшерный пульт Tesla (Чехословакия) с колонками и блоками усилителей из конференц-зала Министерства торговли СССР

File 307697

Бортовой самописец («чёрный ящик») на магнитной плёнке, устанавливавшийся на пассажирских самолётах Ту-154. Во время полёта одновременно работают несколько таких устройств - один записывает речь пилотов, другие фиксируют данные приборов.  

File 307701

Гибрид-2 - специальный манекен для проверки автомобиля на пассивную безопасность. Этот манекен весит 65 килограммов, он напичкан датчиками и принимал участие в краш-тестах.

File 307705

В музее можно найти вещи по любой тематике. Часть экспозиции посвящена кустарному и артельному производству изделий для деревенских жителей. Например, в каждом селе были специалисты, изготовлявшие конную упряжь, да и в Москве работал завод конно-спортивного инвентаря. Среди хомутов прячутся старинные прялки, а продолговатая коробка с гирей - это ловушка для крыс.

File 307709

File 307713

File 307717

File 307721

File 307725

File 307729

File 307733

File 307737

File 307741

File 307745

File 307749

Благодарю за содействие в подготовке материала сотрудников Дирекции природной территории «Кузьминки-Люблино» ГПБУ «Мосприрода» и усадьбы Влахернское-Кузьминки Осипа Тунинского, Виктора Путилова, Татьяну Глезер, Оксану Маковецкую, директора Музея индустриальной культуры Льва Железнякова.

Фотографии: Евгений Чесноков

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

 

 

RSS-материал