Фотопроект «Город на память». 362. Калошин переулок

evge-chesnokov аватар

Калошин переулок с XVIII века назывался по именам местных домовладельцев, служивших всё больше по военной части, - сначала в честь флота лейтенанта Фёдора Чаадаева, затем майора Ивана Евреинова и, наконец, бригадира Алексея Калошина. В советские годы переулок облюбовали такие статусные учреждения, как Министерство культуры СССР и «кремлёвская поликлиника», а в наши дни сюда зачастили театралы - на премьеры Симоновской сцены Театра имени Вахтангова и в Центральный Дом актёра на спектакли и концерты.

File 298992

File 298996

Калошин переулок. 1913 год: https://pastvu.com/p/1172

File 299000

По нечётной стороне Калошин переулок начинается с массивного здания Первой поликлиники Лечсанупра Кремля, основанной в 1925 году. Строительство корпуса одной из крупнейших поликлиник в стране было прервано войной и завершено в 1950 году. В советские годы лечебное учреждение было известно как Первая поликлиника Четвертого главного управления Минздрава СССР, а сейчас - Поликлиника № 1 УД Президента РФ. Прежде на этой территории находились усадьбы С.Танеева и Ф.Толстого.

File 299004

Реконструкция поликлиники. 1981-1983 гг.: https://pastvu.com/p/423364

File 299010

Калошин переулок, 2. 1992 год: https://pastvu.com/p/154470

Этот участок не раз менял хозяев, постройки горели и перестраивались. Нынешний дом возведён в 1814 году как одноэтажный особняк с мезонином и двумя флигелями. Последние изменения внесла в 1875 году его очередная владелица М.Пустовалова, которая наняла архитектора Д.Чичагова для реконструкции фасада. Уже не один год здание завешено тряпочным фальш-фасадом, причём изображение на нём периодически меняется.

File 299014

File 299018

Калошин переулок, 4 — доходный дом (1897, архитектор Н. Струков), построенный для М.Комиссарова на месте дома бригадира Калошина. В 1964 году за ним спряталась сбежавшая из какого-то спального района девятиэтажка II-18/9.

File 299022

Калошин переулок, 10 - особняк, построенный после 1812 года, некоторое время принадлежал артисту балета и балетмейстеру Адаму Глушковскому

File 299026

File 299030

Калошин переулок, 12 - особняк архитектора Михаила Лопыревского (1852). С 1970-х годов здание арендовала организация «Зарубежгеология». В девяностые годы особняк Лопыревского получил статус памятника архитектуры и был отреставрирован, причём в ходе работ реставраторам открылись деревянные панно с уникальной темперной росписью на потолке, балках-перекрытиях, дверях. Всего было обнаружено 1230 фрагментов, дверь с расписными полотнами и фрагменты обоев.

File 299038

File 299042

File 299046

File 299050

File 299034

File 299054

Угловой дом - улица Арбат, 33 - доходный дом Михаила Лопыревского (1873), в советские годы нём жил и работал философ Алексей Лосев, сейчас в здании размещается библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф.Лосева». На фото - вид со двора.

File 299058

Школа на Арбате. 1940-1941 гг.: https://pastvu.com/p/17195

File 299062

Здание в Калошином переулке, 10с2 было построено в 1936 году для школы, потом в нём размещался детский сад, а позднее - Министерство рыбного хозяйства. В 1994 году в него вселился Московский драматический театр имени Рубена Симонова, созданный Евгением Симоновым на базе двух курсов Щукинского училища как театр-студия и в первые годы не имевший собственной сцены. Городскими властями были предложены на выбор Дом Дашковых на Зубовской площади, бывший Ленинский райком комсомола в Неопалимовском переулке и даже ресторан «Дубрава». Но Калошин переулок находится совсем близко от родного для династии Симоновых Театра Вахтангова, так что выбор места был очевиден. 

Прошли годы и возникла ситуация, когда довоенная постройка устарела физически и морально, потребовав масштабной реконструкции. По окончании строительных работ вместо одного зала, рассчитанного на сто зрителей, получилось два зала в сумме почти на 300 мест. Камерная сцена и сцена Амфитеатр состыкованы друг с другом и на этом пространстве можно реализовывать театральные эксперименты, например, первый акт сыграть на одной площадке и в антракте переместиться на вторую, где уже заряжены декорации.

File 299066

File 299070

File 299074

File 299078

File 299082

Владимир Мединский, министр культуры РФ: «Этот проект мы совместно с Театром Вахтангова сделали практически с нуля. Так случилось, что театр находится в федеральном подчинении, а студия Евгения Симонова находилась в московском, и она оказалась у города в пасынках. Сергей Собянин по-современному подошёл к культурной политике, и мы договорились о размене: город получил одно из федеральных учреждений, а мы - эту сцену. Государство создало условия, дало субсидию, а дальше эффективный коллектив со спонсорами и собственными средствами, талантами и умениями сделал из старого здания конфетку. На Арбате сформировался театральный кластер - Театр Вахтангова, Щукинское училище, а теперь к ним прибавилась Симоновская сцена».

File 299086

File 299090

File 299094

File 299102

File 299098

В здании предусмотрена мемориальная зона с музейными реликвиями

File 299110

Рубен Симонов, режиссёр, педагог: «Все эти вещи хранились у нас дома и ждали своего часа, когда станут доступны для публики. Наш дом всегда жил гостями, отец любил окружать себя миром людей, с которыми был знаком, и здесь тоже много портретов, картин, писем, фотографий, автографов. В центре построена копия домашнего рабочего кабинета, здесь есть гитара великого мастера Ивана Краснощёкова 1856 года, на которой я брал свои первые аккорды, а учил меня Рубен Николаевич. Это копия портрета работы Павла Корина, оригинал хранится дома, там где художник его повесил. На столе подлинные вещи, но расставлены в большем порядке, чем это было на самом деле. Синий цвет выбран под цвет нашей столовой, в которой висели картины, фотографии, эскизы спектаклей».

File 299106

File 299114

File 299118

File 299122

File 299126

File 299130

File 299134

File 299138

На первый взгляд ощущается некая незавершённость отделочных работ в театральных залах, но так и было задумано - сохранить старые кирпичные стены. По этому же пути пошли в «Электротеатре Станиславский», в Центральном Доме актёра, а много лет назад - в любимовском Театре на Таганке: пустые стены, штанкеты, колосники, а художник спектакля всё это оформит в соответствии с творческим замыслом.

File 299142

File 299146

File 299150

Андрей Максимов представляет театралам спектакль «Любовь у трона», продолжая Парад Премьер свежеоткрывшейся Симоновской сцены Театра имени Вахтангова. Перед зрителями двое - Андрей Ильин в роли императора Пётра III и Ольга Тумайкина, супруга императора, Екатерина номер два, которая войдёт в историю под прозвищем Великая. И ещё есть трон, который противопоказан слабакам. А любовь будет? Будет, но своеобразная, замешанная на страхе, скорее, это любовь к власти, чем страсть мужчины и женщины. 

Режиссёр Андрей Максимов: «Пьеса «Любовь у трона» - это своего рода фантасмагория: сон снится Екатерине Великой накануне государственного переворота, который приведёт ее к власти на долгие годы. Во сне она вспоминает свои отношения с мужем Петром III».

File 299154

File 299158

File 299162

File 299166

А открыл Парад Премьер на Симоновской сцене Театра спектакль «Вечер шутов». Екатерина Симонова, режиссёр: «Это спектакль об артистах. Спектакль о людях, у которых я родилась, с которыми росла, которыми воспитывалась и среди которых теперь оказалась сама. Самое удивительное, что по воле судьбы, эти люди и выйдут на сцену в «Вечере шутов». Есть одна притча о клоуне, я все чаще и чаще к ней обращаюсь, в ней клоун говорит: «Пользуйся тем, что ты жив. Если ты жив - прыгай и скачи, размахивай руками, шуми, смейся или плачь, но делай что то… Ибо жизнь есть полная противоположность смерти. Умереть – значит остановиться, утихнуть. Так вот если же ты тих и неподвижен, то значит, ты и не живёшь». Вот собственно об этом и наш спектакль. Точнее и не скажешь».

File 299170

File 299174

File 299178

File 299182

У Симоновской сцены всё самое интересное впереди, а вот соседний Центральный Дом актёра - площадка с ещё довоенной историей. В 1937 году по инициативе театрального деятеля Александра Эскина у московских актёров появился свой дом - творческий клуб для неформального общения служителей Мельпомены. Располагался он тогда на улице Горького, 16. После пожара, уничтожившего дореволюционное здание, ЦДА получил прописку на Арбате. 

«Дом с рыцарями» (Арбат, 35) построен по проекту Валентина Дубовского в 1913-1914 годах и принадлежал купчихе Анне Филатовой. Фасад украшен лепниной и скульптурами рыцарей. Архитектор предусмотрел установку лифтов с зеркалами и с кожаными сидениями, мраморные лестницы с дубовыми перилами и чугунным литьём, витражи на лестничных маршах. Все квартиры были многокомнатными с помещением для прислуги. Также в доме располагалась гимназия Марии Жиц и один из лучших в городе детских садов.

File 299186

File 299190

File 299194

File 299198

File 299202

File 299206

После революции в «Доме с рыцарями» обустроили коммунальные квартиры, но некоторые оставили большими - для «больших» людей из Совнаркома. Первый этаж занимали магазины, до войны Арбатский Мосторг, а в начале шестидесятых в центральной части здания обосновался ювелирный магазин «Самоцветы», а по углам сберкасса и кафе-мороженое. После некоторой перепланировки в старинный дом вселилось Министерство культуры СССР. В то время был перекрыт внутренний двор с обустройством в нём министерского конференц-зала. Солидные оригинальные интерьеры подъездов были утрачены при реконструкции, а нынешние витражи и массивные двери - родом из семидесятых.

File 299210

Министерство культуры. 1988 год: https://pastvu.com/p/519663 Автор: Алексей Денисов

File 299214

Митинг возле здания Министерства культуры. 1988 год: https://pastvu.com/p/95060 Автор: Игорь Данилов. Горожане требуют создания музея Владимира Высоцкого. На тот момент, если память не изменяет, речь шла о принятии принципиального решения о музее, а конкретное место выберут позже - фактически Государственный культурный центр-музей В.С.Высоцкого «Дом Высоцкого на Таганке» откроется в 1992 году в Нижнем Таганском тупике.

В 1992 году после упразднения советского культурного ведомства на Арбат переехал Центральный Дом актёра имени Александры Яблочкиной.

File 299218

File 299222

Рассказывает Александр Жигалкин, директор-распорядитель ЦДА, режиссёр, драматург: «Восемьдесят лет назад Дом актёра был создан как клуб по интересам для общения актёров, режиссёров, художников, людей театра. Со временем он превратился в серьёзное общественно-социальное явление. Сегодня Региональный общественный фонд помощи театральным деятелям «Центральный дом актера им.А.А.Яблочкиной» помогает и ветеранам, и творческой молодёжи. Бывает, что некоторые выпускники театральных институтов по каким-то причинам не могут найти работу в театре, но у них имеется огромное желание создавать новые, интересные проекты, - в Доме актёра они могут реализовать свои творческие эксперименты. В Доме постоянно идут репетиции, читаются пьесы, выпускаются спектакли. Любить и помогать - основное предназначение нашего Дома.

Здесь порой на сцене собираются такие составы артистов, которые нигде и никогда невозможно повторить. Мы проводим уникальные мероприятия и в этом главное отличие Центрального Дома актёра от других концертных и театральных площадок.

Реконструкция Большого зала вызвана желанием создать в Доме актёра хорошо оборудованную сценическую площадку, позволяющую проводить все наши мероприятия - и спектакли, и творческие вечера, и знаменитые капустники, с современными техническими возможностями, чтобы и зрителям в зале, и артистам на сцене было комфортно.

Это здание было построено более ста лет назад как доходный дом, с 1975 года в нем располагалось Министерство культуры СССР. Собственно, театрального зала и не было, было просто помещение для конференций и собраний.

И это помещение не являлось частью этого здания, это переоборудованный внутренний двор. Соответственно, стены были облицованы мрамором, как принято в советских учреждениях. В ходе реконструкции мы дошли до замечательной кирпичной кладки и решили оставить ее в таком виде с минимальным декором. Зрители увидят старинные кирпичные стены, эти прекрасные плавные линии. Столетняя архитектура станет частью нашего арт-пространства, нашей обновлённой сцены. Для реставрации кладки специально покупали старый кирпич, чтобы стена выглядела однородно.

Часть площадки займёт стационарная сцена, а остальное пространство заполнят заказанные в Германии станки, которые будет возможно выставлять на разных уровнях. Конструкция сможет реализовать семь трансформаций пространства.

При заливке пола мы заложили капсулу с обращением к будущим поколениям, и когда лет через сто эту сцену будут вновь реконструировать, вскроют пол и найдут письмо с подписями великих Народных артистов. В письме оставили автографы мастера современного театра Александр Ширвиндт, Марк Захаров, Олег Табаков, Фёдор Добноравов, Сергей Маковецкий, Николай Цискаридзе, Игорь Золотовицкий и другие.

Мы планировали открыть эту сцену в ноябре 2017 года, но строительство - дело непредсказуемое. Теперь намечаем завершить отделочные работы к концу года и открыть Большой зал 14 февраля концертом или капустником, в день рождения Дома, это должно стать громким событием».

File 299258

На фотографии 2014 года - Большой зал до реконструкции

File 299226

File 299234

File 299230

File 299238

File 299242

File 299246

File 299250

File 299254

File 299270

File 299266

File 299262

На сцену ЦДА выходили Аркадий Арканов, Иосиф Кобзон, Владимир Винокур...

File 299274

File 299278

File 299282

Павел Майков и Евгений Воскресенский в спектакле «Идеальный фасон»

File 299286

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

Фотографии: Евгений Чесноков и pastvu.com

 

RSS-материал