Читайте сообщество культурных блогеров
view counter

«Человек - сам себе Дракон»

evge-chesnokov аватар

Публика едва успела прийти в себя после фееричных «Мушкетёров», а МХТ имени Чехова приготовил зрителям новое представление с песнями, плясками, мужчинами в трико и дрессированными животными. Весь вечер на сцене отважный рыцарь Ланселот, прелестная барышня Эльза, три головы Дракона, учёный Кот и сверкающий проблесковым маячком кортеж Бургомистра. Константин Богомолов представляет «Дракона» - нестареющую пьесу Шварца о народе и власти, о войне и герое, причём без конкретных политических аллюзий.   

File 244670

Евгений Шварц написал притчу про Дракона, который правил городом несколько столетий, держа население в страхе, пока не нашёлся храбрый рыцарь Ланселот, избавивший горожан от деспотии огнедышащего чудовища. Но даже лишившись одного тирана, привыкшие к гнёту люди добровольно идут под власть другого. «Вы слышите? Это можно!» - в отчаянии говорит людям Ланселот. «Мне вчера дали свободу. Что я с ней делать буду?» - это не Шварц, это Высоцкий позже пел. 

Мрачная атмосфера спектакля буквально держит в напряжении. Но не так страшен собственно тиран, как страшен «дракон в себе». Плохим быть легче, чем хорошим, подчиняться легче, чем думать и решать самому, а предать проще, чем спасти. В притчах Шварца, даже таких мрачных, как «Дракон», имеет место быть хэппи-энд, а вот в спектакле Богомолова финал истории каждый зритель определит для себя сам.

Богомолов говорит об очевидных вещах - нужно быть внимательнее к себе и к происходящему вокруг, быть честными и не бояться говорить правду. Вероятно, мало убить одного Дракона, чтобы наступило всеобщее счастье. Зло успевает пустить корни в человеческой душе и вот это зло и нужно победить. Иначе трон после смерти Дракона займёт ловкач Бургомистр, на смену которому придёт какой-нибудь ещё более подлый персонаж. А народ не дождётся перемен, за которые сражался отважный Ланселот.

File 244674

Рассказывает режиссёр Константин Богомолов: «Почему Шварц? Потому что это прекрасная, настоящая литература. Дальше начинается работа над материалом. Не особо хотелось делать спектакль про политику или сатирическое обозрение. Я зацепился за время написания «Дракона» - 1944 год, идёт Вторая Мировая война - и над автором, над страной, над миром нависает ощущение апокалипсиса. Пьеса проникнута какой-то дозой отчаяния в ожидании спасителя.

В отличие от «Дракона» Марка Захарова, который был снят на волне политических перемен, здесь актуальных цитат нет. Всё, о чём говорится, - вне конкретного политического момента, вне конкретного государства.

История этой жертвы, смерти Ланселота проникнута и отчаянием, и религиозным чувством. Красный цвет, выцветая, становится розовым. Красный цвет крови теряет свою поразительность, свою драматичность и порой превращается в розовый. Как стирается память. А это печально. В нашем странном спектакле Дракон - это то, что мы придумываем, материализуя собственную слабость, и оказывается, что пошлое розовое страшнее чёрного. Это о деградации, вырождении европейской цивилизации, о внутреннем состоянии человека. Да, в этом есть определённая провокативность. Но так я чувствую». 

В спектакле принимают участие: Олег Табаков (Бургомистр), Игорь Верник (Дракон), Кирилл Власов (Ланселот), Надежда Калеганова (Эльза), Кирилл Трубецкой (Кот), Евгений Перевалов, Павел Табаков, Артём Панчик, Владимир Панчик, Ульяна Глушкова, Александр Булатов.

Премьера - на сцене МХТ имени Чехова 10 февраля 2017.

«Не бойтесь. Это можно - не обижать вдов и сирот. Жалеть друг друга тоже можно. Не бойтесь! Жалейте друг друга. Жалейте - и вы будете счастливы!»

File 244678

File 244682

File 244686

File 244694

File 244690

File 244702

File 244698

File 244706

File 244710

File 244714

File 244718

File 244726

File 244730

File 244734

File 244738

File 244742

File 244746

File 244750

File 244754

File 244758

File 244762

File 244766

File 244722

File 244770

File 244774

File 244778

File 244782

File 244786

File 244790

File 244794

File 244798

Фотографии: Евгений Чесноков

Текст: Наталья Гусева и Евгений Чесноков

 

 

RSS-материал