Читайте сообщество культурных блогеров
view counter

Фотопроект «Город на память». 280. МХТ имени Чехова

evge-chesnokov аватар

Московский художественный театр, основанный Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко, открылся 26 октября 1898 года постановкой «Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Толстого. В то время спектакли шли в здании театра «Эрмитаж», но уже в 1902 году архитектором Фёдором Шехтелем был перестроен бывший Лианозовский театр в Камергерском переулке (от прежнего сооружения остался лишь фасад), куда и вселилась труппа МХТ. 

File 216481

File 216525

Первоначальное название Художественно-общедоступный театр в 1901 году сменилось на Московский художественный, а в 1919 году добавился эпитет - академический. «...Если есть театр, который мы должны из прошлого во что бы то ни стало спасти и сохранить, - это, конечно, Художественный театр», - говорил Владимир Ленин. Вождь пролетариата плохого не посоветовал бы, достаточно перечислить драматургов, чьи пьесы шли тогда на сцене МХТ: Чехов, Горький, Грибоедов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Шекспир, Мольер. 

В советские годы искусство было вынуждено идти на компромиссы, но в целом МХАТ держал высокую планку, создавая ажиотаж в очередях за билетами. И вот настал роковой 1987 год. Не будем вдаваться в детали событий, происходивших тогда в храме Мельпомены, но, так или иначе, театр размножился делением. Один МХАТ под руководством Татьяны Дорониной обосновался на Тверском бульваре, а в историческом здании остался МХАТ Олег Ефремова. Ордена, полученные театром в советское время, достались доронинской труппе, а вот старинный символ - парящую чайку - сохранили оба театра.        

Театр на Тверском бульваре называется МХАТ имени Горького, а театр в Камергерском вернулся к дореволюционному названию МХТ и взял имя Чехова. После смерти Олега Ефремова в 2000 году художественным руководителем стал Олег Табаков. А помогает мэтру сеять разумное, доброе, вечное целая россыпь народных, заслуженных и просто талантливых артистов - Алексей Кравченко, Михаил Пореченков, Нина Гуляева, Евгения Добровольская, Евгений Киндинов, Авангард Леонтьев, Станислав Любшин, Ирина Мирошниченко, Андрей Мягков, Наталья Тенякова, Константин Хабенский, Николай Чиндяйкин, Игорь Верник, Анастасия Вознесенская, Игорь Золотовицкий, Александр Семчев, Михаил Трухин, Ольга Яковлева, Дмитрий Дюжев, Дарья Мороз и многие другие.

File 216485

Вид на Камергерский переулок и памятник Антону Чехову (скульптор М. Аникушин, архитекторы М. Посохин и М. Фельдман), установленный в 1998 году в дни празднования 100-летия Московского Художественного театра.

File 216489

File 216497

3 сентября 2014 года по инициативе Олега Табакова в Камергерском переулке был открыт памятник основателям МХТ В.И.Немировичу-Данченко и К.С.Станиславскому (скульптор и архитектор Алексей Морозов). 

File 216493

File 216501

File 216505

File 216509

File 216513

File 216517

File 216521

МХТ. 1903-1918 гг.: https://pastvu.com/p/376857

File 216529

В 1903 году над входом в театр появился горельеф Анна Голубкиной «Пловец» (другие названия — «Море житейское», «Волна», «В волнах»). Выполненный по заказу Саввы Морозова (на чьи средства перестраивался театр) с одобрения Станиславского скульптурный образ отразил направление в творческих поисках Художественного театра. Скульптор воплотила его в образах поднимающейся волны, борющегося с ней человека и летящего над ним буревестника.

File 216533

МХАТ. 1981 год: https://pastvu.com/p/12267 В 1981 году в ходе реконструкции Художественного театра было необходимо расширить сцену. Старую сцену решили сохранить, как памятник истории, и сценическую коробку для этого перевезли на север на 24 метра, отделив от стен и фундаментов.

File 216537

File 216541

Филейная часть театрального комплекса внешне напоминает цех промышленной зоны.

File 216545

File 216553

File 216549

При Московском Художественном театре в 1943 году по инициативе Владимира Немировича-Данченко открылась Школа-студия: «Я бы все силы свои отдал только школе, потому что это имеет огромное значение для искусства... Этому бы я посвятил остаток своей жизни». Вскоре его земной путь прервался, а Школа продолжает работать в память о замечательном режиссёре и мудром педагоге.

Основой преподавания актерского мастерства в Школе стала система Станиславского, нацеленная на воспитание в актере острейшего чувства живой жизни на сцене, правды органической игры и одухотворенного мастерства. Среди её выпускников - Олег Ефремов, Алексей Баталов, Олег Борисов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Лев Дуров, Леонид Броневой, Олег Басилашвили, Михаил Козаков, Валентин Гафт, Владимир Высоцкий, Николай Караченцов, Евгений Миронов, Владимир Машков, Сергей Безруков. 

Кстати, в недрах Художественного театра в 1956 году родился театр «Современник», первые спектакли которого репетировались в аудиториях Школы-студии. Его создатели — студенты и недавние выпускники Школы — были воодушевлены своими педагогами, мечтавшими о возвращении к исходной идее Художественного театра, к «театру живого человека».

File 216557

File 216565

File 216561

File 216569

У дверей кучкуются юные барышни и ребята в ожидании оглашения списка поступивших в Школу-студию МХАТ. А ведь кто-то из них скоро окажется в этих коридорах среди бронзовых легенд и на этой сцене вместе с ныне здравствующими мэтрами Художественного театра.

File 216573

File 216577

File 216581

File 216585

File 216589

File 216593

File 216601

File 216597

File 216605

Во время реконструкции было восстановлено шехтелевское оформление зала.

File 216609

File 216613

File 216617

File 216621

Летний антракт завершён и временно пустующий зал заполняют - нет, пока ещё не зрители, - а актёры МХТ. Сбор труппы превращается в театр одного актёра, блистательного Олега Табакова, который успевает сообщить о творческих планах, поздравить юбиляров, представить новобранцев да ещё и спеть. 

File 216625

File 216629

File 216633

File 216637

File 216641

В полумраке зрительного зала светят звёзды. На фото: Ирина Мирошниченко, Нина Гуляева, Марина Зудина, Андрей Мягков, Станислав Любшин, Евгений Киндинов, Игорь Верник, Дарья Мороз, режиссёр Константин Богомолов, заведующий музыкальной частью Василий Немирович-Данченко.

File 216645

File 216649

File 216653

File 216657

File 216661

File 216665

File 216741

Сцена. 1903 год: https://pastvu.com/p/12453

File 216745

File 216749

Зрительный зал. 1909 год: https://pastvu.com/p/64570

File 216753

Сейчас прозвенит первый звонок и театралы угнездятся в креслах с деревянными спинками. Это вам не какой-нибудь попсовый аймэкс с поролоновыми сидушками и дыркой для поп-корна. Это - не кино, а классический театр. Вашему вниманию - обзор недавних премьер МХТ с комментариями авторов ЯМОСКВЫ.

File 216757

Спектакль «Макбет»

Вежливый Макбет выходит на сцену МХТ

Пьесы великого английского литератора Уильяма Шекспира не раз ставились на сцене Художественного театра, но «Макбет» появился в репертуаре впервые. Превосходная актерская игра погружает зрителя в мрачную атмосферу войн шотландского королевства. Впрочем, старая пьеса поставлена в современной сценографии, а классические персонажи щеголяют в камуфляжной униформе.

Трагедия «Макбет» — самая мрачная, жестокая и мистическая пьеса Шекспира. Ее также можно назвать и страшной, но не по количеству смертей, предательств и убийств. Страшной по своей сути и по величине драмы, что раскрывается в ней. Это трагедия о нравственной гибели человека и разрушения морали, которая держит основы общества.

Именно эту трагедию о жажде власти, толкающей к преступлению, предательству и безумию, представил на Основной сцене МХТ один из лидеров современной польской режиссуры Ян Клята, задавших новое направление польскому театру и прославивших его во всем мире, называемый критиками «возмутителем спокойствия» и «театральным революционером». И в смелости ему не откажешь. В спектакле Яна Клята натура зла не в людском окружении, а в самом человеке. Стремление к власти, постоянное искушение добраться к заветной цели буквально идя по трупам, разрушают человеческую душу, и когда погибает один – под угрозой смерти оказываются все. 

Режиссер Ян Клята: «Что такое судьба? Благословение это или проклятие? Можно ли убежать от судьбы? Или человек, народы и государства обречены на предопределенность? Кто герой, а кто предатель? Можно ли быть одновременно героем и предателем? Мы только игрушки в руках темных сил или где-то таится проблеск надежды? Шекспир писал «Макбета» на волне массового страха после Порохового заговора 1605 года, который должен был подорвать государственные устои».

В спектакле принимают участие: Алексей Кравченко, Игорь Хрипунов, Данил Стеклов, Виктор Хориняк, Александр Семчев, Артём Волобуев, Александр Усов, Роза Хайруллина и другие актёры.

File 216761

File 216765

File 216769

File 216773

Спектакль «Три мушкетёра. Сага»

«Три мушкетёра» много лет спустя. Ничего святого

Постановка, заявленная как «романтический трэш-эпос», вполне оправдывает репутацию Богомолова как режиссёра-провокатора. Прежде чем издать «Трёх мушкетёров» книгой, Александр Дюма публиковал главы в одной из ежедневных парижских газет, обрывая текст на самом интересном месте и создавая интригу для читателей. Нечто подобное имеет место быть у Богомолова, приготовившего зрителям крутые повороты в каждой из последующих сцен, когда персонажи предстают в неожиданном качестве. 

Храбрый гасконец Артанян, приехавший из Краснодара покорять столицу, устроится на кладбище могильщиком, Констанция станет сниматься в порно, королева положит глаз на Джастина Бибера, мушкетёры в спектакле похожи на бригаду из одноимённого криминального сериала, а невесть откуда взявшийся на сцене Карлсон отметит День десантника. Сатира и специфический юмор соседствуют здесь с драматическими коллизиями. В принципе, постановка не имеет к французскому роману никакого отношения, кроме использования образов персонажей и общей сюжетной линии. Не будет никаких «пора-пора-порадуемся», хотя немушкетёрские песни в спектакле прозвучат. Внимание! Продолжительность спектакля 4 часа 40 минут с двумя антрактами. 

Режиссёр Константин Богомолов: «В основе спектакля — сюжетная схема романа Дюма и мифы, созданные этим романом. Однако сам текст Дюма не используется. В спектакле поверх романа создается совершенно новый романтический, детективный и мистический сюжет, в котором классические герои — Д'Артаньян, Атос, Арамис, Портос, Миледи, Король, Кардинал — оказываются в выдуманном, но реальном пространстве, блуждают внутри выдуманного, но знакомого сюжета, переживая невыдуманные, но слишком страстные страсти».

В спектакле принимают участие: Евгений Перевалов, Игорь Миркурбанов, Андрей Бурковский, Игорь Верник, Марина Зудина, Александра Ребенок, Виктор Вержбицкий, Ирина Мирошниченко, Александр Семчев, Сергей Чонишвили, Роза Хайруллина, Павел Табаков, Павел Ващилин.

File 216777

File 216781

File 216785

File 216789

File 216793

File 216797

Спектакль «Иллюзии»

«Иллюзии», или Мхатовский пирог

Режиссёр Виктор Рыжаков: «Что сегодня может произойти с человеком, если в течение полутора часов он более 1000 раз услышит слово «любовь»? В фокусе нашего внимания – простые семейные истории, при пересказе которых это, казалось бы, старомодное и затёртое по нынешним временам слово обретает новое звучание. Вместе с персонажами-актёрами, исполняющими текст автора, мы попытаемся разобраться в своих сегодняшних чувствах, переосмысливая прожитое и повторяя эти простые слова: «любовь», «люблю», «я любил тебя всю жизнь», «я благодарен тебе за любовь». Возможно, это ревизия ценностей, возвращающая нас к чему-то самому главному… А может, это всего лишь иллюзия».

В спектакле принимают участие: Дмитрий Брусникин, Игорь Золотовицкий, Светлана Иванова-Сергеева, Янина Колесниченко.

File 216805

File 216801

File 216809

Спектакль «Dreamworks»

Филипп Янковский исполнил главную роль в «постмодернистской конструкции»

Режиссёр Виктор Рыжаков поставил спектакль «Мечтасбывается (Dreamworks)» по пьесе Ивана Вырыпаева - одного из самых ярких драматургов в современном российском искусстве. Это история о любви, ее проявлениях, о ее поисках и философском понимании. «Когда ты любишь, ты не являешься чем-то отдельным от мира. Любовь — это пространство, из которого всё состоит. Любить — значит быть любовью. Открывать в себе любовь — значит открывать в себе Вселенную».

Персонажи спектакля говорят на особом языке телевизионных переводов с английского, к которому уже давно привыкли наши телезрители, даже временами слышится закадровый смех. Форма протеста против общественного мнения видится в красных одеяниях буддийского ламы. Машинерия сцены с подъемной системой создает заманчивую перспективу для творчества и фантазии. При различных комбинациях можно увидеть разные обстановки того или иного помещения, сада или кладбища. Таким образом режиссер спектакля Виктор Рыжаков стремится погрузить зрителей в воображаемый мир искусственной жизни, который так любят наблюдать со своих голубых экранов поклонники зарубежных телесериалов. Любовь и интриги, смерть и жизнь, мечты и реальность – всё, чем богаты «мыльные оперы», есть и в пьесе Ивана Вырыпаева.

В спектакле принимают участие: Филипп Янковский, Светлана Иванова-Сергеева, Павел Ворожцов, Виталий Кищенко, Ирина Пегова, Алиса Глинка, Паулина Андреева, Алексей Варущенко, Инна Сухорецкая, Евгений Сытый и другие актёры.

File 216813

File 216817

File 216821

File 216825

Спектакль «Мефисто»

В аду пусто, все демоны здесь

«Мефисто» – это новое прочтение режиссером Адольфом Шапиро романа Клауса Манна «Мефистофель», где живописуются путь восхождения к славе талантливого актера на фоне всех исторических и социальных перипетии Германии 1920 – 1930-х годов ХХ века, где поставлена извечная проблема взаимоотношений власти и творческой личности.

Мефистофель, он кто? Ассоциации первого порядка — это дьявольское зло, черная сила, сатанинская власть. Однако небольшой экскурс в историю предмета, добавляет красок этому персонажу. Ведь Мефистофель, как и все, был создан светлым созданием, но, увы, это творение божье постигла участь падшего ангела.

И вот, подобно своему прообразу, Хенрик Хефген (главный герой романа и спектакля – прим. авт.) шествует по жизни совершенно идентичным путем – родившись в бедности и начиная свой путь с солирования в церковном хоре, кончает его сытым и успешным «запевалой» нацистского рейха. Робкое желание стать хорошим и успешным актером, со временем разрослось до масштабов тщеславия, высокомерия и алчного стремления к славе – вот эти демоны и низвергают героя в самую преисподнюю.  

Дорога в ад выстлана благими намерениями. Будучи еще на светлой стороне, герой соглашается на «предлагаемые обстоятельства», стремясь спасти своих друзей и близких от ужасов репрессий. Не очевидно, где и когда именно с ним происходит эта метаморфоза, но, увы, она происходит и он оказывается в стане темных сил. В этом спектакле, в отличие от первоисточника Гете, режиссер не являет зрителю сцену самой сделки главного героя с дьяволом, однако, условия и, собственно, предмет купли-продажи нам ясны.

В спектакле принимают участие: Алексей Кравченко, Артём Быстров, Андрей Бурковский, Николай Чиндяйкин, Лариса Кокоева, Юлия Снигирь, Александра Ребенок, Софья Райзман, Михаил Рахлин, Станислав Любшин и другие актёры.

File 216829

File 216833

File 216837

File 216841

File 216845

Спектакль «19.14»

«Война ж совсем не фейерверк...» 

Война кажется действом необременительным и даже веселым, когда в обнимку с невестой вкушаешь foie gras под анжуйское вино. Мы - французские герои, великая нация, перед которой не устоит ни один враг, тем более какие-то гансы. А в соседней Германии в это же время бравый отец внушает сыну призывного возраста очевидные же вещи про наследников доблестных рыцарей и неизбежный победный блицкриг в любом противостоянии. Что это - патриотизм или массовое помутнение рассудка? Прозрение наступает, когда бомба разрывает на куски тело твоего друга, а ты сам лежишь в собственной рвоте, смертельно отравленный ипритом.

Автор и режиссер спектакля Александр Молочников: «Что вообще я знаю о Первой мировой, кроме того, что она началась с убийства эрцгерцога Франца Фердинанда и на ней впервые был использован отравляющий газ? Сегодня, оглядываясь на сто лет назад, страшно представить, насколько быстро развеялись иллюзии, когда вчерашние жители прекрасных европейских столиц попали на четыре года в окопы, где царили грязь, смерть и безумие. Кажется, человечество постоянно забывает о том, что нет ничего страшнее войны, и в вечном стремлении ее романтизировать раз за разом наступает на одни и те же грабли.

В спектакле мы рассказываем историю нескольких французских и немецких солдат. Их путь — от утопичных фантазий, фанатичного патриотизма, через взаимную ненависть и неизбежность истребления друг друга к полному опустошению, потере каких бы то ни было нравственных ориентиров, саморазрушению.  

Но не думайте, что вам представят какое-то преисполненное дидактического пафоса историческое действо, лекцию о человеческой жестокости. История будет рассказана в жанре кабаре, хозяин тут — конферансье, единственная его цель — развлекать зрителей песнями и весёлыми историями, по крайней мере, до тех пор, пока…»

В спектакле принимают участие: Артём Волобуев, Павел Ворожцов, Юрий Кравец, Светлана Иванова-Сергеева, Ростислав Лаврентьев, Михаил Рахлин, Артём Быстров, Софья Райзман, Руслан Братов, Евгений Сытый и другие актёры.

File 216849

File 216853

File 216857

Занавес. Аплодисменты. Увидимся в театре!

Московский художественный театр: http://www.mxat.ru/

File 216861

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

Фотографии: Евгений Чесноков и pastvu.com

 

RSS-материал